В позапрошлом выпуске программы «Человек из телевизора» («Эхо Москвы») критиковались «Вести недели» («Россия») за неоперативность в освещении катастрофы «боинга». Ирина Петровская заявила: «После коротких слов о том, что произошло в Казани, ведущий поворачивался и говорил: а теперь об американских гомосексуалистах, о псевдоевропейской толерантности. И всё шло по-накатанному. И закончилось, кстати, не менее цинично, чем началось, когда он повернулся на камеру и пожелал всем хорошего вечера».
Неожиданная рифма приключилась в последнем выпуске телеобозрения «Эха». В начале передачи долго говорилось о скончавшейся накануне Наталье Горбаневской и других первых диссидентах, а также об интервью каналу «Дождь» бывшего зампреда КГБ, впоследствии руководителя аналитической службы медиахолдинга, куда входило и «Эхо Москвы», Филиппа Бобкова. Возмущались его пренебрежительными оценками Иосифа Бродского и Елены Боннер, рассуждали на темы зверств КГБ и совестливости тех, кто ему противостоял. И вдруг… пришла весть о кончине народного артиста СССР Юрия Яковлева.
Ведущие несколько минут искренно переживали, соболезновали родственникам, вспоминали роли артиста в театре и кино. Казалось, в дальнейшем программа пойдёт под знаком Яковлева. Ксения Ларина сказала: «Может быть, мы несколько звонков включим в эфир, потому что наши слушатели жалуются, что мы их бросили», но далее… «всё пошло по-накатанному», про Яковлева забыли. Зато взахлёб хвалили «невероятно одержимого, нервного» Холмса Игоря Петренко. В который раз с благоговением анонсировали сериал «искреннего, светлого, штучного» Валерия Тодоровского «Оттепель», обсудили «удачную, красноречивую» телебеседу «тонкой» Ксении Собчак с «легендарной фигуранткой» Евгенией Васильевой, а завершили эфир не пожеланием хорошего дня, а песней Бориса Гребенщикова, которая длилась столько же времени, сколько ведущие горевали о великом артисте.
Звонков слушателей не включали – зачем какие-то ещё мнения, когда уже есть единственно правильное: а вдруг кто-то сказал бы «дамам, приятным во всех отношениях» что-то неприятное про роль не только КГБ, но и ЦРУ в правозащитном движении или раскрыл тайну странной дружбы Бобкова с Гусинским? Или возмутился новым «Холмсом»?
И главное, слушатели, уверен, не дали бы заболтать трагическую новость дня. Они бы вспомнили то, о чём не говорили ведущие: о блистательном кинодебюте юного Яковлева в комической роли Чахоткина в экранизации «Льва Гурыча Синичкина», и о поручике Дибиче из «Первых радостей», который стал предтечей князя Мышкина в пырьевском «Идиоте», и его великолепного Николая I из «Левши», и абсолютно неожиданную трагикомическую роль в фильме Приёмыхова «Штаны». И его гениальный голос, облагородивший своим звучанием много художественных и документальных лент, и роли-шедевры в телеэкранизациях английской классики, в сравнении с которыми нынешние кажутся наглыми и убогими – «Портрет Дориана Грея» и «Опасный поворот», и замечательное участие в просветительских литературных циклах, которых сейчас так не хватает на ТВ...
Понятно, почему во второй части передачи ведущие «бросили слушателей» и не поминали Яковлева – «при нём» хвалить Собчак и других «фигурантов» выпуска было бы неприлично.
А.К.
Вторник 15 октября 2024