Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Искусство

Народно-характерное счастье

01 января 2007

КНИЖНЫЙ РЯД

Хореограф Вера Шабшай. Забытая «амазонка авангарда». – Музей русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных: Рамат-Ган (Израиль), 2008.

Когда Аким Волынский в своей «Книге ликований» осторожно писал об отсутствии у евреев танца в классическом понимании, он опирался на видимую ему ситуацию начала ХХ века. Действительно, народный еврейский танец в то время пребывал в состоянии скрытности, однако до его сценического проявления оставались буквально «считаные дни».

Среди пионеров возрождения народно-характерного танца разбросанных по Европе местечек стала Вера Яковлевна Каган-Шабшай, актриса, активно сотрудничавшая с еврейскими труппами Советской России, танцовщица-последовательница школ Айседоры Дункан, Эмиля Жак-Далькроза и Рудольфа фон Лабана.

За двадцать лет до официального создания Государства Израиль она вместе с рядом других интеллектуалов встала во главе модернизационного проекта по изобретению искусства для тогда ещё чаемой еврейской территории. О том, что данная культура являлась «новоделом», говорит тот факт, что не только народный танец (узкая область работы Веры Шабшай), неоднократно упомянутый в книгах Ветхого Завета, был абсолютно забыт – сам государственный язык Эрец-Исраэль извлекался из почти «инобытия». И то, и другое входило в жизнь евреев заново.

Что ж, тем большей была заслуга деятелей национального авангарда.

Альбом, предложенный израильским музеем читателю, не претендует на охват всего многообразия «еврейского возрождения», он по большому счёту не является даже материалом для исследователя. Данный каталог, выпущенный к прошлогодней выставке музея и включающий множество фотографий и текстов, выступает отличным поводом для исследования всего модернистского искусства 20–30-х гг.

Впрочем, значение этой небольшой книги выходит за «археологические» рамки. Настоящее издание «шершавым языком плаката» повествует о радости «культурной мобилизации», о создании современными средствами жизненных форм, созвучных глубочайшей архаике. О любви в конце концов к своему народу, о бережном отношении к каждому его представителю. О верности «корням» самых молодых «побегов».

Ознакомившись с альбомом, мы можем взглянуть на «планетарное мультикультурье» свежим глазом. И заметить, что кроме «Хора Турецкого» есть, например, Джон Зорн, который прямо сегодня продолжает в джазе то, чем занималась Вера Шабшай в танце.

Евгений МАЛИКОВ

Обсудить в группе Telegram

Евгений Маликов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Карандаш и альбом для Ильи Репина

    09.03.2024
  • Мост дружбы с Британией, или «Фестиваль грёз» под эгидой мэрии Сочи

    07.12.2023
  • Практическая психология Вячеслава Долгачёва

    07.07.2023
  • Алфавит тишины

    06.07.2023
  • Покоритель оперного Олимпа Сергей Романовский

    05.07.2023
  • Юрий Башмет: «Спасаем вокруг себя ближних!»

    10230 голосов
  • Прелюдия к концерту бытия...

    7453 голосов
  • Ангелина Вовк: «Песни завтрашнего дня – о счастье!»

    2623 голосов
  • Возрождение «Страны детства» – с весны надежд!

    2602 голосов
  • Бремя Платонова

    2370 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS