Забытая «амазонка авангарда». – Музей русского искусства им. Марии и Михаила Цетлиных: Рамат-Ган (Израиль), 2008.
Когда Аким Волынский в своей «Книге ликований» осторожно писал об отсутствии у евреев танца в классическом понимании, он опирался на видимую ему ситуацию начала ХХ века. Действительно, народный еврейский танец в то время пребывал в состоянии скрытности, однако до его сценического проявления оставались буквально «считаные дни».
Среди пионеров возрождения народно-характерного танца разбросанных по Европе местечек стала Вера Яковлевна Каган-Шабшай, актриса, активно сотрудничавшая с еврейскими труппами Советской России, танцовщица-последовательница школ Айседоры Дункан, Эмиля Жак-Далькроза и Рудольфа фон Лабана.
За двадцать лет до официального создания Государства Израиль она вместе с рядом других интеллектуалов встала во главе модернизационного проекта по изобретению искусства для тогда ещё чаемой еврейской территории. О том, что данная культура являлась «новоделом», говорит тот факт, что не только народный танец (узкая область работы Веры Шабшай), неоднократно упомянутый в книгах Ветхого Завета, был абсолютно забыт – сам государственный язык Эрец-Исраэль извлекался из почти «инобытия». И то, и другое входило в жизнь евреев заново.
Что ж, тем большей была заслуга деятелей национального авангарда.
Альбом, предложенный израильским музеем читателю, не претендует на охват всего многообразия «еврейского возрождения», он по большому счёту не является даже материалом для исследователя. Данный каталог, выпущенный к прошлогодней выставке музея и включающий множество фотографий и текстов, выступает отличным поводом для исследования всего модернистского искусства 20–30-х гг.
Впрочем, значение этой небольшой книги выходит за «археологические» рамки. Настоящее издание «шершавым языком плаката» повествует о радости «культурной мобилизации», о создании современными средствами жизненных форм, созвучных глубочайшей архаике. О любви в конце концов к своему народу, о бережном отношении к каждому его представителю. О верности «корням» самых молодых «побегов».
Ознакомившись с альбомом, мы можем взглянуть на «планетарное мультикультурье» свежим глазом. И заметить, что кроме «Хора Турецкого» есть, например, Джон Зорн, который прямо сегодня продолжает в джазе то, чем занималась Вера Шабшай в танце.