Художественные промыслы – эта важнейшая часть нашей истории и культуры не в первый раз за последние годы оказывается в фокусе пристального внимания «ЛГ». Что неудивительно: уникальный пласт народного искусства переживает сегодня куда как нелёгкие времена, грозящие ему, по мнению ряда специалистов, едва ли «не полной гибелью всерьёз». Узловой вопрос остаётся прежним – удастся ли в XXI веке сохранить бесценное достояние, создававшееся нашими предками в течение многих столетий? В поисках ответа на него Союзом художников России совместно с «Литературной газетой» был организован круглый стол, в котором приняли участие художники и искусствоведы, известные в своей отрасли специалисты и наблюдатели «со стороны».
Геннадий ЛИРИШЕВ, художник лаковой миниатюры промысла Федоскино, секретарь Союза художников, народный художник РФ.
В мае 2008 года Союз художников России совместно с правительством Вологодской области разворачивает масштабную выставку традиционного народного искусства. Эта акция вызвана критическим положением, в котором оказались народные промыслы. К началу XXI века стали размытыми сами критерии, по которым возможно идентифицировать промысел как традиционный и художественный. Немало промыслов не имеет к народному искусству никакого отношения. Ведь это не самодеятельное творчество, а искусство с уходящей в глубину веков школой.
Проблемы столь многогранны, что решить их на уровне только одного творческого союза практически невозможно. Но это не значит, что мы можем себе позволить опустить руки. На выставке будут представлены наиболее крупные и исключительно традиционные промысловые центры, составляющие гордость России. Её задача – привлечь внимание общества и власти к проблемам сохранения традиционного народного искусства.
Татьяна БОЙЦОВА, руководитель отдела информации Союза художников России.
Типичная для промысла организационная форма труда – небольшая артель, где художественные приёмы передаются из поколения в поколение. Именно это в значительной степени способствовало его выживаемости. В советское время ситуация коренным образом изменилась. Государство очень быстро взяло все сферы деятельности граждан под жёсткий контроль, небольшие артели получили статус государственных и постепенно превратились в крупные предприятия с плановым производством. Как казус воспринимаем мы сегодня попытки обучить народных мастеров «правильному», то есть академическому, рисунку, что совершенно несвойственно самой природе народного искусства. Но и в этих условиях оно находило в себе силы развиваться дальше.
Однако самый сокрушительный удар ожидал народное искусство в 90-е годы. Многие промыслы вообще прекратили своё существование, не имея ни средств, ни возможностей вписаться в новую экономическую ситуацию. В тот нелёгкий период была создана Ассоциация художественных промыслов России, объединившая предприятия, мастеров, искусствоведов, заинтересованных в сохранении и упрочении исконно народных традиций. Но в состав ассоциации хлынуло огромное количество предприятий и авторов, не имеющих отношения ни к народному искусству, ни к художественным ремёслам. Двери были открыты всем. В определённом смысле ассоциация в те годы сумела поддержать угасающие фабрики, помогла им уцелеть. Но с нею же связан и новый виток в деклассификации, обезличивании традиционного искусства. В настоящее время под него рядятся все кому не лень – от производителей сувениров до домохозяек, пытающихся с помощью поделок «в народном духе» как-то пополнить свой бюджет.
Г.Л. Первый шаг к выходу из кризиса – осознание роли и значения народного искусства для нашего государства. При этом важно чётко определить, какие виды художественного творчества имеют право именоваться народным искусством, а какие – нет. Это и раньше было нелегко сделать, поскольку промыслы были «распиханы» по разным министерствам и ведомствам, никак с народным искусством не связанным. А сейчас всё ещё сложнее.
До 1990 года в Комиссии по народным промыслам, которая ещё с середины 60-х работает в рамках Союза художников, было зарегистрировано 64 промысла. Сегодня только в Московской области их существует примерно столько же. Почему? Да потому, что статус промысла предоставляет мастерам определённые налоговые и торговые льготы.
Виктория ПЕШКОВА, «ЛГ».
Тогда получается, что проблема не только в художественной, искусствоведческой идентификации промыслов, но и в экономической? Если для предприятий художественной и сувенирной промышленности будет разработана и внедрена такая система налогообложения, которая позволит им работать эффективно, то отпала бы всякая необходимость в такой «мимикрии».
Т.Б. Экономические проблемы неразрывно связаны с художественными. Классификация должна быть произведена на чёткой научной основе с привлечением искусствоведов, этнографов, историков. Но существует и ряд проблем, так сказать, нравственного, этического порядка.
Г.Л. Народный мастер не обладает авторскими правами в отношении созданных им произведений, в частности – придуманных им сюжетов. Они копируются и тиражируются кем и как угодно – на календарях, водочных этикетках, обёртках конфет – без каких бы то ни было согласований с автором. И, естественно, без всяких авторских отчислений. Но стоит мастеру перестать быть «народным» и перейти из секции народного искусства в секцию декоративно-прикладного, то он сразу же станет счастливым обладателем авторских прав на свои произведения со всеми вытекающими из этого преимуществами.
Не менее важная проблема – защита среды, в которой некогда зарождались промыслы. Нельзя отрывать их от родной почвы, это не обычное «промышленное предприятие», которое можно просто взять и перебазировать, как это было с Хохломой, «переселённой» в Липецк. Но и тем, кто остался в родных местах, тоже живётся не сладко. Расположены промыслы, как правило, в очень живописных местах, и местным властям выгоднее распродать земли вокруг промысла под коммерческую застройку. А новым владельцам совершенно всё равно, что будет с промыслом, который расположен за забором их вилл. Заповедные зоны вокруг промыслов необходимы, ибо природа – источник вдохновения для мастеров. А кроме того, во всём цивилизованном мире народные промыслы – это ещё и популярные туристические объекты. Но туристы не поедут за тысячу вёрст любоваться несуразными модерновыми коттеджами.
Владимир ВОРОПАНОВ, директор Вологодской областной картинной галереи.
Сейчас, даже когда приезжают люди с деньгами и желанием приобрести что-то, им некуда обратиться: у промыслов нет развитой системы салонов-магазинов, наподобие арт-галерей, куда можно прийти и купить понравившуюся картину.
Т.Б. Проблема территориальной принадлежности промысла не исчерпывается сохранением среды его «обитания». Секреты промыслов начали «растаскиваться» по стране ещё в советские времена, когда обучение народных мастеров было переподчинено Министерству среднего специального образования. До того на каждом промысле смену себе готовили по потребностям. Новая система поставила выпуск специалистов на поток. Те, кому на промысле места не нашлось, разъезжались по стране, «прививая» полученные приёмы и технологии на новом месте.
Г.Л. Сегодня мы сталкиваемся с последствиями этого процесса. Человек когда-то чему-то учился, какое-то представление о промысле имеет, но сам там никогда не работал. Он приходит в Комиссию по народному искусству Союза художников, показывает диплом и говорит: дайте мне звание народного мастера, я хочу продавать свои работы в Москве... Но над народными традициями нависла угроза куда более страшная: уже есть прецеденты, когда промысел покупается частным лицом.
Татьяна ЛОЩИНИНА, главный художник ЗАО «Скопинская художественная
керамика».
Кампания по приватизации предприятий, созданных на базе народных промыслов, может поставить их на грань исчезновения. Некоторые уже канули в безвестность именно потому, что стали частной собственностью. Не исключено, что и нас ждёт та же участь. Скопинская фабрика – акционерное общество. Акциями владеют 29 человек. Стоит вопрос о продаже. Те акционеры, кто собирается идти на покой, естественно, думают о том, как бы побыстрее и повыгоднее продать свои акции и получить весомую прибавку к пенсии. Дальнейшая судьба промысла их волнует гораздо меньше, чем собственная. Их можно понять. Но что будет с промыслом? Кто будет следующим хозяином и как он распорядится доставшимся ему бесценным сокровищем? Нельзя ставить судьбу многовекового промысла в зависимость от экономических выгод отдельных лиц.
В.П. А если мастера, которым дорог промысел, уйдут с предприятия и создадут свою небольшую артель?
Т.Л. Промысел-то они спасут, но сами окажутся совершенно беззащитными!
Т.Б. Предприниматель рассматривает народное искусство в основном с точки зрения его финансовой перспективности. Произведения народного искусства высокого качества, как правило, продать трудно, торговать тем, что к народному искусству отношения не имеет, гораздо выгоднее. Увы, на эту точку зрения часто встают руководители предприятий, на которых работают народные мастера.
Т.Л. Мне эта ситуация знакома не понаслышке. Нашу фабрику керамики называют народным промыслом. Но какой же это промысел, если им занимаются четыре-пять человек, а остальные двести производят предметы хозяйственного назначения, например цветочные горшки?! А исконные предметы народные мастера, как правило, изготавливают в своё личное время, нередко ещё и в ущерб собственному заработку. Они любят своё дело, преданы ему, но в рабочее время заняты изготовлением копий самолётов или мотоциклов к юбилею какого-нибудь завода. Нашу Рязанскую ГРЭС уже не сосчитать сколько раз лепили по всяким торжественным случаям! Безумно жалко руки, которые вынуждены заниматься этими поделками, но иначе у мастеров не будет зарплаты.
Должны быть какие-то эффективные рычаги влияния на руководителей предприятий. Для них главное – заработать, а все наши «художества» им до лампочки! В большинстве случаев такими предприятиями, как наше, руководят люди, назначенные ещё в советские времена по партийной линии, то есть функционеры, совершенно не понимающие ни духа, ни сути народных промыслов. Я о Скопине знаю, возможно, больше, чем кто бы то ни было другой, но при всём моём опыте я не имею права голоса. Начальству не нужны ни музей, ни научный архив, ни статьи, в которых я пытаюсь рассказать о наших проблемах. Промысел должен вернуться к своему изначальному состоянию – 10–20 мастеров, работающих во имя искусства, а не ради выполнения плана, спущенного «сверху».
В.П. Тут возникает ещё один вопрос: должен и может ли в реальности промысел сам на себя зарабатывать? Во всём мире такие промыслы, будь то гентские кружева или лионские шёлковые шали, держатся не на количестве произведённого «товара», а на его уникальности и имеют прямой выход на туристический бизнес. Ведь туриста хлебом не корми, дай привезти из дальних краёв что-то эдакое, чего нигде больше нет. За такие уникальные вещи люди готовы выкладывать весьма солидные суммы. Причём именно за уникальность, а не за тиражирование.
Т.Б. Мы с разных сторон подходим к одной проблеме: как сохранить душу промысла и при этом не пустить по миру собственно предприятие. Если бы промысел не утратил своей артельной природы, возможно, эта проблема не была бы такой острой.
В.П. Потому что приходится впрягать в одну телегу «коня и трепетную лань». То есть решать две изначально разные задачи: промышленное производство пусть нужной, но всё-таки серийной продукции и создание произведений искусства.
В.В. Серьёзный бизнес может оказать существенную поддержку народным промыслам и в инвестировании, и в маркетинге. У нас и пример есть: грантовый конкурс крупнейшего предприятия Вологодской области, объединения «Северсталь», – проект «Музеи Русского Севера». Но для деловых людей при принятии решения огромную роль играет презентационная привлекательность предложенного на их суд проекта. А мы, творческие люди, не всегда учитываем этот фактор и нередко проигрываем, когда нужно быстро сорганизоваться и показать товар лицом. А пройдохи-шарлатаны делают это на ура.
В.П. То есть среди бизнес-элиты есть всё-таки люди, обладающие достаточным художественным вкусом, чтобы понимать важность таких затратных проектов?
В.В. Пока они – только исключения, подтверждающие правило. Это чуть ли не единственный прецедент в России. Но если общение с бизнесом ещё можно относительно безболезненно направить в русло взаимовыгодного сотрудничества, то налаживать, увы, неизбежные контакты с многоуважаемыми бюрократическими структурами гораздо труднее. К сожалению, в глазах очень многих чиновников творческий человек – фигура, не заслуживающая ни серьёзного внимания, ни уважения. А с другой стороны – навязанный административный вкус, личное «нравится не нравится».
Т.Б. Это оборотная сторона недоверия чиновников к специалистам в сфере искусства.
В.П. В одночасье её не решить. Культура вообще и управленческая в частности складывается годами, десятилетиями. Но даже в существующей ситуации можно и нужно чётко разграничивать полномочия художественного эксперта и менеджера, отвечающего за экономику и оргвопросы. Ни один босс не станет спорить с электриком по поводу того, как вести в офисе электропроводку. А вот считаться с мнением искусствоведа…
В.В. Мне кажется, это происходит ещё и потому, что сегодня искусствоведческая научная база почти не развивается. Профессионалы зачастую не могут найти материалы по интересующим их проблемам, не рекламные, а именно научные. Обычно кладезями такой информации являются музеи. Но, увы, многим современным музеям, активно вставшим на путь коммерческого развития, народное искусство не интересно. Это «не модно», не престижно, далеко не всегда поддерживается на официальном уровне, так как требует серьёзных финансовых вложений. А модные прозападные арт-проекты приходят к нам в страну уже с деньгами.
Мы – активно действующий и осознающий свою миссию художественный музей. Русский Север для нас – сердцевина традиционной народной культуры. Под эгидой нашего музея постоянно проходит множество выставок народных мастеров – кружевниц, гончаров, резчиков по дереву и бересте… Мне кажется, что народные промыслы в Вологодской области сегодня находятся в более благополучном состоянии, чем во многих других уголках России.
Мы с радостью согласились принять в своих стенах выставку «Народное искусство России». Она должна соединить показ лучших произведений, встречи и мастер-классы самих авторов с изданием серьёзного каталога выставки, так как у нас даже нет представления о современных промыслах – сколько их и какие, и серьёзную научную конференцию по наиболее актуальным проблемам. Нужно поднимать престиж народного искусства. Предстоит долгая, кропотливая работа, и мы надеемся, что выставка станет первым шагом на этом нелёгком пути. Ведь любая дорога начинается с первого шага…