5 июня в Вологде откроется выставка «Народное искусство России», которую проводит Союз художников РФ совместно с правительством Вологодской области (мы уже обращались к этой теме, «ЛГ» № 6, 2008). В рамках выставки состоится научно-практическая конференция, посвящённая проблемам народных промыслов. Одна из главных задач конференции – выработка предложений для разработки закона, направленного на защиту народного искусства. Но законотворчество – процесс долгий и трудный. Да и эффективность многих законов, на которые возлагаются большие надежды, не всегда достаточно высока. Одним словом, перед большинством мастеров встает дилемма – ждать, пока государство наконец обратит внимание на бедственное положение отрасли, или рассчитывать на собственные силы. Предлагаем вниманию наших читателей мнения участников круглого стола, проведённого в Союзе художников России накануне открытия выставки.
– Конечно, закон нужен. И нужна структура при правительстве, которая будет следить за его исполнением. Но самое важное – кто в этой структуре будет иметь право решающего голоса: чиновники или художники? Если ситуация будет под контролем у чиновников, то художественное творчество будет заменено «производством» бумаг.
, народный художник России, лауреат Государственной премии РСФРФ им. Репина, Мстёра:
– Важно, чтобы проблемы отрасли не заслонили конкретного человека. Ведь народный промысел испокон веку стоял на мастере. Творческий процесс трудно втиснуть в жёсткие рамки. Чтобы работать, художник должен подпитывать себя внешними впечатлениями, он должен осознавать своё место в мире, у него должен быть доступ к сокровищам мировой культуры. Раньше мастерам выделялись средства на поездки по музеям, а сейчас художник варится в собственном соку и не всегда даже в соседний город съездить может. О столицах я уж и не говорю. Как не говорю и об условиях, в которых он, как правило, работает. Чуткое отношение к таланту, создание для него максимально благоприятных условий – это один из главных признаков сильного, благополучного государства.
, народный художник России, Хохлома:
– С кадрами у нас, как и везде, беда. Раньше к мастеру «подсаживали» ученика и тот передавал ему все секреты, которыми сам владел. Но нынче молодёжь учиться не идёт – непрестижно да и неденежно. Ведь продать свои изделия – тоже проблема. Тем промыслам, что поближе к столице, может, полегче. А мы – за 500 км от Москвы и за сто с лишним от Нижнего Новгорода. Приходится свои работы перекупщикам продавать. Ждать настоящего покупателя, который купит вещь за ту сумму, что она стоит, возможности нет. Но это ещё полбеды.
У нас в Ковернинском районе (Нижегородская область. – В.П.) сложилась просто парадоксальная ситуация. Хохлому пишут на нескольких предприятиях, есть художники, работающие самостоятельно: наш район – историческая родина Хохломы, так что приёмы росписи, традиции соблюдают все. Но только два предприятия внесены в государственный реестр. С остальных требуют свидетельств, доказывающих законность выпускаемой ими продукции. Но оформить нужные документы – процедура долгая и весьма затратная. Не каждому по силам с ней справиться. А без этих документов продукция считается контрафактной! Не та хохлома, что делается где-нибудь во Пскове или Владивостоке (есть, как выяснилось, и такая), а наша – ковернинская! Вот и получается, что государство весьма своеобразно защищает интересы настоящих хохломских мастеров.
, заслуженный художник РФ, Гжель:
– Пока государство о народных художниках заботиться не в состоянии, мы сами должны о себе позаботиться. Когда всё рухнуло, я у себя дома мастерскую открыл. И дом я своими руками строил. Вот тут всё про законы говорят. Сколько при советской власти постановлений о развитии народных промыслов было принято? Четыре! Не знаю, как где, а у нас ни одно не работало, пока на нашем предприятии не появился заинтересованный человек – директор. Ему очень хотелось славы и почёта, всяких там переходящих знамён и грамот. Он изучил ситуацию и начал действовать. Детей к народному искусству начали приучать с… детского сада. Там все стены синей краской расписаны были. Самых способных отбирали в детскую художественную школу, а потом они шли учиться в школу при заводе. Всё, что нужно для обучения, – всё предоставлялось. Когда директор художественной школы пожаловалась, что ребятам тесно, за лето над школой ещё один этаж надстроили. Гжель тогда на подъёме была.
А потом государство, дававшее ему знамёна и звания, развалилось, да и сам директор постарел и всё ему надоело. И в один прекрасный день он сказал: я сам загибаюсь и вас загну. Это я к чему всё рассказываю: можно правильные законы написать, принять их, но сами по себе они работать не будут, нужны люди, которые ради того, чтобы они действовали, будут готовы стены прошибать.
, искусствовед, директор Вологодской областной картинной галереи, заслуженный работник культуры РФ:
– Государство – вертикальная структура, и решения сверху вниз идут порой очень долго. И тут многое зависит от руководства на местах. Правительство Вологодской области разработало долгосрочную программу поддержки народных промыслов и народной культуры. И существует она не на бумаге. Она работает: проводятся выставки, ярмарки, создаётся музей русского кружева (для этого из особняка XIX века банк выселили!), будем строить новое здание для картинной галереи и там откроем экспозицию народных промыслов.
Что разумнее – ждать, пока президент подпишет соответствующий указ, или на местах решать возникающие проблемы? Не думаю, что на этот вопрос можно ответить однозначно. Если мастер может сам предпринять какие-то шаги, честь ему и хвала. Вот у нас мастер-керамист есть. Она сама построила дом и создала центр «Куракинская керамика». Есть люди, которые ничего не ждут, а действуют сами. В рамках активизирующегося тоталитарного режима надо на местах укреплять принципы демократического бытия. И Союз художников должен поддерживать тех, кто что-то делает своими силами. С другой стороны, я думаю, что сейчас всё-таки к руководству приходят корневые русские люди. Старая номенклатурная система всё-таки не вечна. Вот наш губернатор – просто какой-то генератор идей. «Великий Устюг – родина Деда Мороза» – это его идея. Многие смеялись поначалу, а всё получилось: и город отреставрировали, и средства нашли. И все теперь празднику радуются.
, искусствовед, руководитель отдела информации Союза художников России,
заслуженный деятель искусств РФ:
– Конечно, субъекты Федерации имеют очень большие полномочия. Но едва ли на этом уровне можно что-то существенное сделать. Увы, я думаю, что Вологда – это нехарактерный пример. Не согласна я с тем, что в регионах к власти приходят люди, корнями связанные с той землёй, которой они собираются руководить. Таких примеров немного. Среди номенклатурщиков немало бывших военных и бизнесменов.
Мне кажется, что создать при правительстве комитет, который занимался бы только проблемами промыслов, которые сейчас растасканы по различным министерствам и ведомствам, – идея очень здравая. Сейчас существует ассоциация, но это общественная, а не государственная организация. К тому же в её составе очень много бизнесменов, то есть людей, которые торгуют продукцией народных промыслов, а не собственно художников. В 90-е ассоциация многое сделала, чтобы хоть как-то сохранить промыслы, чтобы люди могли продавать результаты своего труда, но сейчас она больше разрушает, чем созидает. А вот государственной структуре нужно дать максимальные полномочия, чтобы этот комитет мог создавать в очагах промысла небольшие альтернативные предприятия, чтобы мастера могли развивать традиции, заниматься творчеством, а не гнать ширпотреб в заботе о хлебе насущном. Если бы поддержка и развитие народных промыслов были объявлены национальной программой – ситуация изменилась бы в корне!
, действительный член Российской академии художеств, доктор искусствоведения, лауреат госпремии РСФСР им. Репина:
– Проблем у промыслов много, но причина у всех одна: дискредитированы и само понятие культуры, и ценность народных промыслов как составной её части. Именно этот пласт культуры связывает человека с историей его земли, с духовными ценностями народа: промысел – это чувство дома, чувство своей земли. Увы, эти ценности девальвируются день ото дня. Мы уже одно поколение потеряли, потеряем и следующее. Да, учить молодёжь так, как раньше, уже нельзя. Значит, нужно создать специальное учебное заведение. Причём готовить оно должно не только мастеров, но и экономистов, управленцев, то есть кадры, которые понимают специфику промыслов. Молодые мастера не верят, что их труд престижен и будет оценен по достоинству. Но поднимать престиж промыслов необходимо на государственном уровне.
На конференции, которая пройдёт в рамках выставки, будут разработаны предложения, с которыми мы войдём в правительство: закон, защищающий народные промыслы, всю цепочку – территорию, систему обучения, производство, музейную и научную работу, нужен как воздух. Усилия отдельных мастеров заслуживают уважения, но ситуацию в целом они не изменят. Это вопрос государственный. Опираться надо на нравственную ответственность за свою страну, за национальную культуру, за то, что оставим мы будущим поколениям.
Подготовила