Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Народное радио «Народный интерес»

01 января 2007

Татьяна ФЕДЯЕВА:
– Экономическое, социальное, любое другое благополучие общества прежде всего зиждется на нравственности?

Юрий БОЛДЫРЕВ:
– Да, а людям внушили, что «кто смел, тот и съел», что весь мир существует на диком праве сильного. В межгосударственных отношениях так оно и есть, но для того, чтобы любая страна жила, а не была бы съедена в две минуты этим «сильным», внутри этой страны должны быть другие правила. Это вопрос системы ценностей. Люди, которые оказались наверху, не пытались создать братство, не пытались выстроить наш общий дом, как в Швеции. У них была совершенно другая задача – вознестись над всеми остальными. То есть мы позволили грубым, примитивным инстинктам, ещё более древним, чем христианство, подняться выше всего нашего общества. Мы допустили это. Мы согласились с тем, что старая мораль была вроде как неправильная, но вместо неё должна быть не какая-то подкорректированная мораль и на место ханжества должна прийти не честность, а отказ. Раз было ханжество, значит, отказываемся вообще от всего и допускаем, что норма – это когда каждый пытается возвеличиться и пинать всех остальных сапогом. Такова система ценностей у тех, кто наверху, но проблема заключается в том, что огромная часть нашего населения восприняла эту систему ценностей.
Я приведу печальный пример. Мой давний знакомый, вполне порядочный человек, рассказывая о том, куда пойдёт работать его дочка, закончившая кулинарный техникум, сообщил, что намерен устроить её в санитарную инспекцию. Я спросил, зачем, там же совсем маленькие зарплаты, как же вы будете? А он говорит: «Не скажи. Вот к нам пожарник пришёл, туда, сюда. Я ему: скажи, что надо? А ему
4 куба вагонки. Всё, я ему вагонку отпустил, он мне для вида что-то понаписал, и всё нормально». А мы с ним перед этим разговаривали о том, что нет справедливости, и он всё совершенно правильно понимает. Но вот про инспекцию – это уже устоявшаяся психология нашего человека. Я его аккуратно спросил, как, мол, насчёт морали, дочка ведь не будет так делать, и на неё будут косо смотреть. Он: «Да что ты? Брать – это нормально, это жизненный успех».
Сказать, что это психология христианская? Вовсе нет. Сказать, что это психология православная? Нет. Сказать, что эта психология соответствует психологии современного католичества или какой-либо реформированной западной церкви? Нет. В этом смысле в части ценностей задачи наши абсолютно смыкаются с задачами, которые в значительной степени решили общество и западные церкви. В части ценностей швед или немец стремится не к тому, чтобы в инспекцию попасть, а к тому, чтобы занять достойное положение, равное с другими. В Финляндии, в Швеции, Норвегии вы не увидите такое количество «хаммеров», «мерседесов», как у нас. Они не стремятся вознестись над другими. Они стремятся быть вместе с другими и вместе с другими что-то строить, и это массовая психология.
Я не большой специалист по Церкви, поэтому не могу со стороны ни жёстко критиковать, ни, наоборот, полностью принять всё, что в ней происходит. Здесь проблемы тоже очень большие. Наверное, нельзя сказать, что наше общество потеряло себя, отделившись от Церкви. Похоже, мы все вместе, всё наше общество на протяжении веков совершали какие-то катастрофические ошибки, в результате которых наша система ценностей стала столь примитивной. Мы очень любим говорить про себя, что у нас русская душа и так далее, но по реально проявляемым в обыденной жизни качествам сегодня оказались куда большими варварами, чем те же шведы, немцы и французы. У них больше солидарности с ближними, именно христианской солидарности с ближними, чем у нас. Конечно, мне тяжело говорить об этом, и не все со мной согласятся, но кто-то должен об этом говорить. Это тяжёлая правда, и она проявляется в беседах с обычными людьми.

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Умные вещи

    04.07.2025
  • Небольшой театр

    03.07.2025
  • Из закисной книжки

    02.07.2025
  • Я в неё учился

    26.06.2025
  • Юмор должен быть умным!

    25.06.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS