Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 03 октября 2024 г.
  4. № 39 (6953) (02.10.2024)
Телеведение

Народный артист

03 октября 2024
Роман Мадянов за гримировальным столиком / Роман Горелов / ИТАР-ТАСС

В актёрской среде его любили и уважали – на сцене и на съёмочной площадке он давал такой уровень правды, до которого могли дотянуться немногие. Режиссёры его ценили, с удовольствием звали, но не на самые главные роли. На него, актёра леоновского масштаба, не писали сценариев, в кино он в основном играл роли второго плана – очень часто они выходили на первый.

В сериале Глеба Панфилова «В круге первом» (2006) он сыграл генерала Абакумова так полнокровно и мощно, что герой его выходил за рамки солженицынского взгляда на «сталинского сатрапа» – министра государственной безопасности. Во время войны Абакумов был жёстким, даже жестоким, но крайне эффективным руководителем Смерша (того самого ведомства, которое в 1944 м арестовало Солженицына) – фигура совсем не простая. В сериале у него потрясающая дуэль с бесстрашным Бобыниным, которого играл Андрей Смирнов. С зэком, который ему хамил, министр, только что мордовавший подчинённых генералов, вынужден был разговаривать вежливо, потому что он ему был нужен. Он должен был добиться, чтобы зэки в шарашке сделали аппарат, который поможет вычислить предателя-дипломата, звонившего в посольство США и сообщившего, что советская разведка подобралась к секретам производства атомной бомбы.

Абакумов у Мадянова получился, да, сатрапом, но и «государевым человеком», который сделает всё, дабы выявить американского агента. И кто из них исторически прав: гордый зэк, отказавшийся сотрудничать в поимке предателя, или Абакумов, который достал-таки врага народа и в дальнейшем успешно участвовал в создании советской бомбы, что обеспечило СССР ядерный паритет? Абакумов Мадянова затмил многих героев сериала, начиная со Сталина, сатирически сыгранного Игорем Квашой. Благодаря Мадянову многие по-новому взглянули на героев сериала, роман и его автора.

А последнее потрясение связано с Аракчеевым («Союз спасения. Время гнева»). Внешне на высокого генерала, по воспоминаниям современников – «большую обезьяну в мундире», актёр совершенно не похож, но Мадянов сыграл суть этого на самом деле без лести преданного императору служаку. У внешне несуразного, но в деле непревзойдённого по эффективности вельможи была вторая ипостась, которая давала ему силы для жизни и служения Отечеству. Любовь. Оказывается, больше всего на свете он любил свою Настеньку, крепостную крестьянку, которая совершенно завладела его сердцем. И когда пришло известие о её внезапной смерти, могучий сановник, оплот трона, вдруг рухнул, совершенно развалился и отошёл от дел... И это потрясение, и любовь замечательно были сыграны Мадяновым – его Аракчеев предстал совсем не таким сатрапом, каким в советское время он изображался в учебниках истории, а... человеком.

Во всех ролях Мадянов искал и находил ЧЕЛОВЕКА.

Роман Сергеевич умер заслуженным артистом, но был подлинно народным.


Тэги: Утрата
Обсудить в группе Telegram

Александр Кондрашов

Родился в 1954 году неподалеку от театра на Таг... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Созидающий

    23.04.2025
  • Утрата

    23.04.2025
  • Способ чувствовать мир

    23.04.2025
  • Прерванный полёт стрекозы

    23.04.2025
  • Утрата

    16.04.2025
  • Ну очень большой. Был…

    79 голосов
  • Народный поэт России

    78 голосов
  • Наследство Градского

    67 голосов
  • Сергей Юрский: «Надо опомниться!»

    60 голосов
  • Строптивый Наум

    56 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS