Его, к сожалению, трудно было назвать всероссийски известным человеком. И дело здесь не только в прихотливости и зачастую несправедливости действия механизма общественного признания, но и в подчёркнутой, явно не нашего времени, скромности Владимира Гуркина. Которого тем не менее можно смело отнести к счастливой категории авторов, по достоинству оценённых и действительно любимых народом.
«Любовь и голуби»… Нет, наверное, в нашей стране человека, который, слыша это словосочетание, остался бы равнодушным. Фильм Владимира Меньшова вошёл в «золотой фонд» отечественного кинематографа благодаря нескольким гармонично слившимся сошедшимся составляющим. Замечательной режиссуре, блестящему актёрскому ансамблю и, конечно же, выдающемуся, что называется, стопроцентно «жизненному», сценарию, выработанному артистом Омского театра драмы и начинающим драматургом Гуркиным из собственной одноимённой пьесы.
Его комедии и драмы из деревенской жизни часто и с удовольствием ставились театрами по всей стране. И, как правило, не сходили с афиши долго при неослабевающем зрительском успехе. И не только потому, что автор, прошедший сценические университеты, был настоящим мастером драматургической интриги, отлично владел ускользающим от нас искусством создания полноценного персонажа. Но, быть может, в первую очередь за счёт того, что сельский уроженец Владимир Гуркин, как никто другой из представителей своего цеха, знал, чувствовал и понимал народ, его характер, его судьбу. И его чаяния по отношению к театру и кино.
Драматурга похоронили в городе Черемхово Иркутской области, где прошли его детство и юность. Как сообщили из городской администрации, там скоро появится улица Гуркина. А также, возможно, памятник героям произведения «Любовь и голуби». И это, нам кажется, будет самым правильным увековечением.
«ЛГ»