В издательско-полиграфическом центре «Дизайн. Информация. Картография» по инициативе и при поддержке Министерства регионального развития РФ вышло в свет уникальное научно-популярное издание «Народы России: Атлас культур и религий». О его специфике «Литературная газета» беседует с одним из редакторов «Атласа», кандидатом исторических наук, этнографом Христиной ПОПЛАВСКОЙ.
– Христина Владимировна, слово «атлас» в названии книги – понятие многомерное, обозначающее синтез текста и изобразительного ряда. В какой традиции оно использовано?
– Да, действительно, основным направлением деятельности нашего издательства является выпуск в свет так называемых историко-культурных атласов, книг большого формата. В соответствии с изначальным смыслом своего понятия атлас включает в себя не только карты, но и научно обоснованные, достаточно развёрнутые тексты, а также – и это делает наши издания особенно интересными – широкий спектр иллюстративного материала. Его мы собираем из разнообразных источников. Часто приходится работать в фондах центральных и региональных музеев, архивах, библиотеках. Таким образом мы стараемся подать культуру каждого региона, народа во всём её многообразии и красоте, как можно более полно раскрыть смысл тех или иных явлений, компонентов.
– Изучение этнических процессов – одна из научных констант XX столетия. Но и в XXI веке продолжается рост интереса к национальным культурам. Выход в свет «Атласа» – ещё одно тому подтверждение. Расскажите о судьбе издания – его идее, этапах её реализации.
– Если до этого наши издания были посвящены преимущественно истории, культуре, географии отдельных регионов России и ближнего зарубежья, то предложенный читателю атлас «Народы России» включает в себя материал по всем проживающим в нашей стране народам и содержит характеристику основных религий в связи с этническим аспектом.
Благодаря наработкам прошлого, контактам со специалистами Института этнологии и антропологии им. Н.Н. Миклухо-Маклая РАН (ИЭА РАН) в издательстве сформировалась широкая база материалов, представляющих собой как квалифицированные научные и научно-популярные тексты, так и разнообразный иллюстративный материал. Особенно значимым было сотрудничество с известным исследователем – доктором исторических наук, этнографом, картографом, религиоведом, широко эрудированным человеком Павлом Ивановичем Пучковым, к сожалению, ныне покойным. Именно его обзорные исследования по современному состоянию народов России и религий легли в основу «Атласа». Им и сотрудниками Центра по изучению религий и этноконфессиональному картографированию ИЭА РАН созданы и наиболее полные из имеющихся на сегодняшний день карты народов и религий Российской Федерации. Таким образом появилась база для выхода на новый уровень – подготовки и создания полного атласа народов и религий России, тем более что отечественная наука и книгоиздание не имеют такого труда, учитывающего описанный выше комплексный подход к подаче материала.
– Вы сказали о той серьёзной роли, которую сыграл при формировании концепции «Атласа» Павел Иванович Пучков… Расскажите о других участниках проекта, его ключевых фигурах.
– В первую очередь нужно сказать об ответственных редакторах. Это доктор исторических наук, доцент кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова, давняя коллега Пучкова Ольга Евгеньевна Казьмина, неоднократно и подробно проработавшая весь текст «Атласа» и сделавшая значительное количество критических замечаний и полезных рекомендаций, она же явилась автором ряда статей. Это директор департамента межнациональных отношений Министерства регионального развития РФ, кандидат исторических наук и кандидат богословия Александр Владимирович Журавский, вместе со своими сотрудниками активно участвовавший в выработке концепции издания и способствовавший наполнению его актуальной и выверенной информацией, и директор ИЭА РАН академик Валерий Александрович Тишков, с энтузиазмом подхвативший идею «Атласа» и всячески способствовавший его совершенствованию.
Неоценимую помощь при работе над текстами по народам России оказал старший научный сотрудник ИЭА РАН, кандидат исторических наук Валерий Владимирович Степанов. Он предоставил издательству уникальные сведения по самоназваниям народов и некоторые важные статистические материалы. Конечно, мы благодарны всему коллективу авторов – сотрудникам ИЭА РАН и кафедры этнологии МГУ им. М.В. Ломоносова, сумевшим в сжатые сроки на высоком научном уровне представить материалы к печати.
В работе над «Атласом» велика роль генерального директора издательства «Дизайн. Информация. Картография» Андрея Петровича Притворова, без смелости и решимости которого осуществить этот проект было бы невозможно.
– Уникальные издания зачастую рождаются благодаря энтузиазму одарённых людей… Какова концепция «Атласа», в чём его актуальность и новаторство?
– Мы постарались наиболее оптимально сочетать научную достоверность и новизну, сделать издание как можно более информативным и многоплановым.
Одной из задач составителей и издателей было удовлетворить спрос и интерес очень разнообразного читателя. Ответы на большую часть вопросов в «Атласе» получит не только широкий читатель, но и студенты гуманитарных вузов, включая тех, кто получает специализацию по предмету «этнография», преподаватели высших и средних учебных заведений, чиновники, журналисты и многие другие. Значительную часть «Атласа» занимают краткие иллюстративные описания народов, проживающих на территории России, предваряемые общим обзором этнического состава населения. Численный состав народов указан по данным Всероссийской переписи населения 2002 года, то есть последней переписи. В настоящем издании рассмотрена каждая этническая группа, занесённая в итоговые материалы переписи.
В основу принятой в «Атласе» классификации положен этноязыковой принцип: народы сгруппированы по языковым семьям и ветвям, на которые делятся эти семьи. В разделах языковых семей и ветвей материалы по отдельным народам расположены в соответствии с численностью представителей, зафиксированной переписью, в порядке убывания. Читатель получает не только представление о конкретных народах, но и системное видение того, к какой именно языковой семье и ветви относится народ, какое место он занимает в общей системе этнических культур. Проблемы этнической идентичности и этнолингвистической классификации во множестве случаев не имеют однозначного решения, поэтому спорные и вариативные случаи так или иначе были оговорены.
Статьи по народам составлены в традициях классической этнографии, многие сведения относятся не к современному их состоянию, а к началу XX в. и более ранним периодам, когда культурная самобытность проявлялась наиболее ярко – в языке, народном костюме, типах жилища, специфике хозяйственного уклада, деталях быта. Однако и современный материал достаточно широко представлен в «Атласе». Это прежде всего уникальные сведения по самоназваниям отдельных народов, которые выявлены переписью 2002 г. и ранее нигде не публиковались (до этого в науке были в ходу самоназвания, зафиксированные в начале XX в., в 1960-х годах). Представлены краткие статистические сведения по современному расселению народов на территории РФ, их языковой принадлежности.
Издание в определённом смысле продолжает развиваемую ИЭА РАН традицию по подготовке изданий энциклопедического характера, посвящённых этническим культурам России. Но книги, сочетающей описанные мною подходы в подаче материала, до нашего «Атласа» не было.
– Поражает многообразие источников, которые легли в основу «Атласа».
– Да, отдельные материалы, к примеру иллюстрации, накапливались в нашем издательстве годами, а что-то пришлось собирать в экстренном порядке и специально для этого издания. Здесь нам значительную помощь оказали как отдельные исследователи, так и национально-культурные автономии, религиозные организации и церкви. Тексты «Атласа» частично написаны конкретными специалистами-этнографами и религиоведами, частично составлены сотрудниками издательства с учётом консультаций и рекомендаций специалистов на базе существующих исследований и не носят авторского характера. Базу источников в достаточно полной мере отражает список рекомендованной литературы и сайтов, представленный в конце издания. Читателю полезно им воспользоваться, так как в него вошли наиболее серьёзные издания по этнической и религиозной культурам.
– Отдельного комментария заслуживает картографическая база…
– «Атлас» открывают географические карты, представляющие пространство России в его исторической эволюции. Физическая карта знакомит читателя с рельефом суши, крупными водоёмами. Административная показывает границы субъектов федерации и важнейшие города. Карта границ России с 1505 г. до конца XIX в. фиксирует изменения геополитического состояния страны. Карта плотности населения наглядно демонстрирует современный уровень населённости территорий. Представлены и некоторые старинные карты, дающие возможность увидеть развитие этнического картографирования в нашей стране, что само по себе интересно. Но главным является то, что в «Атласе» помещены карты народов России и отдельных регионов, на которых графически обобщены актуальные сведения о территориях проживания каждого из народов Российской Федерации. Основой для их создания послужила карта «Народы России и сопредельных стран», подготовленная ИЭА РАН под руководством П. Пучкова. Материал этой карты на базе издательства уточнён и дополнен современными данными, прежде всего в отношении групп, не фиксировавшихся в советских переписях послевоенных лет.
– Каковы особенности размещения этнических общностей на территории России и каким образом они были учтены при подаче материала?
– Главной особенностью размещения этнических общностей на территории России является совместное, чересполосное проживание, часто дисперсное расположение представителей одних народов в составе компактно живущих других. Наиболее пёструю этническую картину представляет население Поволжья, крупных городов. Всё это создаёт определённые сложности при подаче и чтении картографического материала, когда то или иное обозначение на карте не может адекватно донести информацию о расселении, особенно в городах. Часть проблем удалось решить, используя разветвлённую систему условных обозначений. Вопросы же, связанные с постоянной миграцией, с меняющимся этническим составом населения, относятся, вероятно, к принципиально не решаемым.
– Быт людей стремительно унифицируется, что усложняет изучение национальных отличий, однако народы отличаются друг от друга не цивилизациями, а культурами. Важно уловить не отдельные элементы, а именно их совокупность – по Г. Гачеву, «особенное отношение предметов и понятий, общих для всех людей и культур».
– Да, в XX веке, с расширением массового производства, начался активный процесс унификации культур различных народов, приобщения к общемировым стандартам, усилилось межэтническое взаимодействие. Изменилась социальная структура населения страны, на что сильнейшим образом повлияла урбанизация. Все эти процессы сказались на развитии этнографии как науки, которая всё более переключается с изучения системы и деталей традиционных культур на проблемы этнической самоидентификации, этнического взаимодействия и др. В дальнейшем при возможном переиздании «Атласа» можно было бы уделить больше внимания особенностям этнокультурного развития народов в наши дни. В частности, более подробно рассмотреть социально-профессиональную структуру народов, современную культуру (литература, театр, изобразительное искусство и др.).
К сожалению, сегодня многие из этнических реалий больше знакомы учёным, чем среднему представителю любого из описанных народов.
– Какие стороны традиционной культуры народов России отражены в «Атласе»?
– В статьях, посвящённых конкретным народам, обязательно даётся краткая характеристика языка и традиций письменности, сообщается об имеющихся диалектах. В каждом случае представлены сведения о расселении народа на территории федерации. Имеется информация о происхождении этнонима (названия народа), этнической истории и этнических группах, традиционных занятиях, пище, одежде, жилище и, конечно, религии и духовной культуре. К сожалению, формат издания позволил дать лишь краткие сведения по данным вопросам.
– Издание содержит уникальный материал о религиях, которые исповедуют народы России…
– Что касается раздела по религиям России, то в него вошли достаточно развёрнутые характеристики всех основных традиционных конфессий. Это православие, католицизм и протестантизм (западное христианство), ислам, буддизм, иудаизм и традиционные верования, такие как шаманизм и некоторые другие. В каждой из статей по религиям содержится информация об основных догматах и особенностях учения той или иной религии, излагается история существования и развития конфессии на территории России, даётся характеристика культа и календаря и, что особенно важно, сообщается о современном состоянии, направлениях, течениях внутри конфессии. Особенностью подачи материала является то, что религиозные аспекты здесь тесно связаны с вопросами этничности, то есть всегда указано, какие именно из народов России ассоциируют себя преимущественно с той или иной конфессией. Значительную информационную нагрузку в этом разделе также несут красочные иллюстрации и «Карта конфессий, распространённых в Российской Федерации».
– «Атлас» представляет большой интерес и с полиграфической точки зрения. Дизайнеры-оформители Б. Аразян и А. Игитханян нашли оригинальное решение и на высоком уровне справились со своей задачей…
– Да, дизайнеры издательства имеют большой опыт в создании подобного рода атласов, сочетающих значительное количество иллюстраций с текстами. Именно они выработали макет издания, в котором информация о традиционной культуре народов удачно поделена на тематические блоки, что создаёт наглядность, облегчает восприятие информации. При отборе иллюстративного материала дизайнерами, редакторами и верстальщиками также решалась задача сочетания информативности и наглядности. Нужно было показать элементы народной культуры (одежду, жилище, утварь), частично – среду обитания того или иного народа, но самое главное – представить типажи людей. Кроме того, необходимы были фотографии, отражающие именно современное состояние народов и религий – архаизировать иллюстративный ряд было бы неверным.
– В научных кругах книга уже получила широкий положительный резонанс. К примеру, директор Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого РАН (Кунсткамеры), доктор исторических наук Ю. Чистов охарактеризовал «Атлас» как «новаторское, очень нужное и полезное издание, основанное на фундаментальных научных исследованиях, но ориентированное не на узкий круг специалистов, а на разнообразного российского читателя»…
– Отзывов действительно уже немало. Кроме того, 27 октября в Московском доме национальностей прошёл круглый стол «Культурное разнообразие как историческая основа российской государственности» с презентацией «Атласа». На нём имели возможность выступить не только участники проекта, но и представители национально-культурных автономий, другие заинтересованные лица.
– Христина Владимировна, что лично для вас было особенно интересным при составлении «Атласа»?
– В 1993 году я окончила МГУ им. М.В. Ломоносова (по кафедре этнологии), затем 15 лет работала в отделе русского народа ИЭА РАН, однако в последние годы мне пришлось освоить новую специальность редактора. Было отрадно, что для создания «Атласа» собрался уникальный коллектив авторов – любящих своё дело людей, квалифицированных специалистов, что создавало положительный эмоциональный фон, очень вдохновляло. При работе над «Атласом» мне удалось системно увидеть этническую и религиозную культуру нашего государства. Не каждому специалисту выпадает такая редкая возможность.
Беседу вела
Уважаемые читатели! По всем вопросам, связанным с уникальным изданием «Народы России: Атлас культур и религий», в том числе его приобретением, рекомендуем обращаться в ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»: 111024, Москва, а/я 55. Тел.: (495) 232-46-30. E-mail: office@dik-maps.ru