Караваджо. – М.: Молодая гвардия, 2009. – 331 с.: 16 л. ил. – (Жизнь замечательных людей: сер. биогр.; вып. 1160).
Книга известного знатока Италии, культуролога и переводчика по возможности воссоздаёт полную неясностей и белых пятен биографию Микеланджело Меризи, приобретшего славу под прозвищем Караваджо – так назывался маленький городок (неподалёку от Милана), откуда были родом его отец и мать и где прошло детство будущего живописца. Караваджо был наделён не только талантом, проявившимся в раннем возрасте, но и буйным характером. Спасаясь от обвинения в убийстве, юноша был вынужден бежать в Венецию, а потом перебраться в Рим. Но темперамент и склонность к авантюрам никуда не делись, поэтому художник не раз бывал задержан полицией, а однажды препровождён в тюрьму, где оказался в одной камере с обвинённым в ереси Джордано Бруно. Эта встреча произвела на Караваджо невероятно сильное впечатление, а рассуждения Ноланца о свете и тени: «Природа не терпит резких переходов от одной крайности к другой и поэтому прибегает к посредничеству тени… Научись распознавать те тени, которые не заглушают и не рассеивают свет, оберегая его для нас и освещая наш разум и память» – впоследствии повлияли на всё творчество художника. Ужас и гнев, вызванные казнью философа, тоже отразились в его картинах. Помимо искренних чувств Караваджо перенёс в мифологические и библейские сюжеты римскую улицу с её характерными типажами – шулерами, проститутками, наёмными убийцами. Сам он так и продолжал вести жизнь, полную скандальных происшествий и завершившуюся ранней и загадочной смертью. Но именно в живописи Караваджо начался новый этап развития реалистического направления в искусстве.