Не утихают страсти вокруг приговора по уголовному делу Ильи Фарбера. Вот и в передаче «Пусть говорят» прошёл очередной сюжет в защиту приехавшего из Москвы в «глухою деревня Мошенка Осташковского района» бывшего сельского учителя и директора сельского ДК, ныне осуждённого Фарбера. А зачем он приехал? Поднимать культуру и образование на селе? Защитникам г-на Фарбера это не смешно?
Если взглянуть на карту Мошенского
сельского поселения, то окажется, что это не совсем глушь. А самый лучший берег Селигера, с «золотой», даже по столичным меркам, землёй. Разумеется, Фарбер как сельский учитель, не имеющий жилья, получал право на бесплатное предоставление земельного участка и строительство дома за счёт бюджета (при 30% собственных вложений) именно на том самом, «золотом» берегу Селигера. В Осташковском районе, а не Оленинском или, допустим, Жарковском.
Такой, чисто московский «альтруизм».
А теперь о ситуации задержания Фарбера с мечеными деньгами. Удивительна сама постановка вопроса о том, что ремонтом клуба занимается директор ДК, а не районное управление культуры. То, что смета ремонта была завышена в разы, – сомнений не вызывает. За 4 миллиона, которые потрачены на ремонт Мошенского ДК, можно построить скромный сельский клуб с нуля. Но даже не это главное. Предлагаю защитникам Фарбера назвать или придумать хотя бы одну ситуацию, когда заказчик (Фарбер) получает деньги от подрядчика. Вообще-то деньги идут в обратном порядке – в виде оплаты подрядчику за выполнение работ. Перечислением со счёта на счёт. А вот если берётся взятка, тогда оплата подрядчиком денег заказчику, и именно наличных, становится вполне объяснимой. Как и раздутая смета, и бредовые обещания директора ДК нарастить вверенное учреждение до трёх этажей.
Поэтому я не сомневаюсь, что Фарбер был схвачен за руку с банальным «откатом». И если это коррупционное дело чем-то примечательно, то только своей заурядностью. Действительно, жёсткий приговор может вызвать вопросы – всё-таки восемь лет строгого режима за такое обычно не дают. Но этим пусть занимаются юристы.
А теперь самое важное. Резонанс эта история вызвала, конечно, не из-за Фарбера. Всё глубже. Москвичу, очутившемуся в деревне и привыкшему, по типичной московской традиции, «гнуть пальцы», показали, что он никакой здесь не хозяин, а обычный гражданин, ответственный перед законом.
Россия мегаполисов и провинциальная Россия – давно уже две разные страны, два разных мира. Москвич в глубинке – это дачник, по любому поводу унижающий местных жителей, или коммерсант, пользующийся доверчивостью провинциалов и выкачивающий «лёгкие» деньги из территории, доставшейся ему на разграбление. Фарбер – типичный москвич, пытавшийся не просто набить себе карманы на берегу славного озера Селигер, но и возомнивший себя «носителем цивилизации», которому кто-то дал право учить жизни «тёмных» селян.
Они уже давно держат нас за быдло. А кто сказал московским гостям такую глупость, что нас надо переделывать, что нас можно безнаказанно унижать? Мы не хуже и не лучше. Мы другие. У нас другой уклад жизни, другие традиции, другой, несоизмеримо меньший уровень доходов. Московские «реформаторы» в своё время сделали так, что даже грязная и низкооплачиваемая работа на родине есть далеко не у всех жителей глубинки. И поэтому наши земляки (в широком смысле жители тысяч посёлков и деревень) едут в столицу на заработки. Едут водителями, разнорабочими, продавцами. Но наши люди понимают, что в Москве они гости, добывающие свой тяжёлый кусок хлеба. И конечно, никому из них и в голову не придёт учить москвичей жизни и пытаться переделать их на свой манер.
Но ведь и москвичи, оказавшиеся у нас, в глубинке, – точно такие же гости. Причём гости непрошеные.
Это наша земля, а не их! Земля тех самых «тёмных» и «нецивилизованных» сельских жителей, которых так презирают Фарбер и ему подобные. И я удивлён, что г-на Фарбера, осуждённого по типично коррупционным 285 и 290 статьям УК, активнее всего защищают те самые люди, которые громче всех кричат про «жуликов и воров», начиная с Навального.
Москвич, ограбивший бюджет нищего поселения, по мнению других либеральных москвичей, не жулик и не вор. Не у «своих» украл. Потому «свои» его и защищают с пеной у рта, не обращая внимания на очевидные факты.
Тверская область, Оленинский район
Дни рождения Василия Аксёнова и Александра Вампилова соседствуют – 20 и 19 августа. В этом году отмечаются круглые даты. ТВ отнеслось к этим знаковым событиям с привычным равнодушием, приоритеты у телевидения иные – в области масскульта. Но всё же на периферии эфира что-то было отражено. И показалось: об Аксёнове ТВ высказывалось охотнее, громче, хотя и нет уверенности, что его творчество можно однозначно отнести к классике. А вот Вампилов уже давно и прочно занял почётное место в иерархической системе русской литературы. Попробуем объяснить такой телевизионный расклад. Образ Аксёнова в большей степени соответствует природе современного ТВ. Василия Павловича легко можно представить в качестве завсегдатая не только программы «Апокриф», но и гостем шоу «Как стать миллионером» или «Пусть говорят». А вот Александра Вампилова в студийном пространстве упомянутых передач не представишь – он там чужой, и они для него чужие.