Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.
Клуб 12 стульев

Нас много, а он один

01 января 2007

БЕНЕФИС АРКАДИЯ АРКАНОВА

И вот сидим это мы, именующие себя писателями-юмористами, а иногда и сатириками (в зависимости от того, насколько несмешно мы пишем: если хоть чуточку смешно – значит, юмористы, если совсем не смешно – сатирики), сидим, значит, за письменными столами в уютных кабинетиках или в домах творчества и делаем вид, будто пишем. А редакторы принимают наши бессмертные творения и делают вид, будто их публикуют. И наиболее вежливые читатели делают вид, будто им нравятся наши «нетленки», а наиболее невежливые посылают нам ужасающие письма. А мы делаем вид, будто эти письма нас не волнуют, и делаем вид, будто спим мы спокойно по ночам, и будто нет у нас никакого повышенного давления, и будто не наши постные физиономии глядят на нас по утрам из наших зеркал. 

А это, между прочим, мы. И глаза эти наши – какие-то посредственные, красноватые. И, в общем, это каждый из нас – ничего из себя не представляющая личность, из таких, какие «в каждом трамвае по десять штук едут». (М. Зощенко. «Рассказ о старом дураке»). 

И высасываем мы из своих пальчиков темы, схемы, авангардизмы, метафоры, философские сравнения, будь они трижды неладны, дабы непременно найти своё так называемое лицо, ни на кого не быть похожим, чтобы не обвинили нас в том, что это уже было у того же Зощенко. А чего мы боимся? Не будет у нас никогда, как у Зощенко, потому что такие, как он, раз в сто лет рождаются. Так что нам в этом смысле не повезло: мы тоже из этого столетия. 

И вот перетряхиваю я свои рассказы, рассказики, юморески, шутки-прибаутки и другую бижутерию и не встречаю ничего подобного вроде: «А в довершение всего на его плечах находилась ещё его супруга по имени Матрёна Васильевна, тоже Бутылкина, на которой он имел несчастье жениться до революции, не понимая ещё, что значит такое подруга жизни». (М. Зощенко. «Рассказ о том, как жена не разрешила мужу умереть»). Или: «Рабочий Борька Фомин в розовых подштанниках шляется по своей комнате. Челюсти у него трясутся. И лицо белое, как глина. В одной руке у него газета. В другой – почтовая открытка. В третьей руке его супруга держит талон...» (М. Зощенко. «Трагикомический рассказ про человека, выигравшего деньги»). 

И ничего близко подобного не нахожу я в своих литературных экзерсисах. А писать-то надо. Ведь это, можно сказать, профессия и во что бы то ни стало призвание. 

И вот как писал об этом Михаил Михайлович Зощенко, заканчивая свою «Голубую книгу»: «...Сидим мы за письменным столом и пишем эти строчки. Окно открыто. Солнце. Внизу – бульвар. Играет духовой оркестр. Напротив серый дом. И там, видим, на балкон выходит женщина в лиловом платье. И она смеётся, глядя на наше варварское занятие, в сущности не свойственное мужчине и человеку. И мы смущены. И бросаем это дело. Привет, друзья».
И я опять перечитываю Зощенко.

Фёдор ЕВГЕНЬЕВ

На днях Аркадий Арканов заскочил на минутку в наш музей-закусочную. Когда он покидал его, то был сфотографирован скрытой камерой

КаРмЕн

Была девчонкой я красивою и злачной,
Сперва работала на фабрике табачной,
Но изменилась жизнь моя в один момент –
В меня влюбился вдруг Хосе – испанский мент.
И полюбила я сержанта полицейского,
И вся растаяла под ласками армейскими.
И он мне пел: «Кармен, тебя я обожаю
И все грехи твои заранее прощаю».

Ах, у любви моей, как крылышки у пташки,
И у меня от рук его ползли мурашки.
Огонь в груди зажгла шальная хабанера,
Мы танцевали хабанеру под фанеру.

Но всё не вечно под луной, и очень скоро
Влюбилась по уши я вдруг в тореадора,
Мы до рассвета с ним гуляли по росе,
Но ревновал меня в кустах сержант Хосе.
И гнал пургу потом Хосе ну целых три часа,
И после этого он на меня набычился,
И, чтоб закончились пустые разговоры,
Ему призналась, что люблю тореадора.

Что у любви моей, как крылышки у пташки,
Что у меня от рук его ползут мурашки,
Огонь в груди зажгла шальная хабанера,
Мы танцевали хабанеру под фанеру.

И я сказала: «Думай, что тебе угодно,
Но родилась я и умру совсем свободной!»
А он, ревнуя, как осенний лист дрожал
И грудь мою насквозь пронзил его кинжал.
И я ушла из жизни гордая и смелая,
И героиней стала Мериме Проспера я...
Я поцелуй воздушный шлю вам с того света,
Для вас, девчонки, прозвучала песня эта.

Ведь у любви, как крылышки у пташки,
Ведь хорошо, когда от рук ползут мурашки,
Когда в груди горит шальная хабанера,
Чтоб танцевать её с любимым под фанеру.

Пять самых известных рассказов А. Арканова

«Кросс»;
«Письмо с юга»;
«Брюки из лавсана»;
«Кафе «Аттракцион»;
«Восстановление вчерашнего черепа по сегодняшнему лицу».

Обсудить в группе Telegram
Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Командовать парадом буду я

    09.07.2025
  • Умные вещи

    04.07.2025
  • Небольшой театр

    03.07.2025
  • Из закисной книжки

    02.07.2025
  • Я в неё учился

    26.06.2025
  • Рвотное

    2064 голосов
  • Крыса и Уж

    1638 голосов
  • Кусательное

    1020 голосов
  • Сын за отца отвечает

    816 голосов
  • Маразмиады

    658 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Интервью Событие Утрата Сериал Новости Театральная площадь Век Фильм ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS