Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Нас предупреждали

01 января 2007

ЛИТЕРАТУРА В ЯЩИКЕ

Неюбилейное

Скоро пятилетие своего существования на телеканале «Культура» отметит программа «Разночтения». Дата, заметная хотя бы уже тем, что телепередач о литературе на нашем телевидении практически и нет. Поэтому деятельность ведущего «Разночтений» Николая Александрова на ниве изящной российской словесности никак нельзя оставить без внимания. Ведь перед нами, как указывается в анонсах, «программа, подводящая своеобразный итог книжной недели и анализирующая тенденции современного литературного процесса. В студии соберутся компетентные эксперты, среди которых – известные писатели, литературные критики, издатели».

Что ж, анализ тенденций – дело нужное. Без них современный литературный процесс и наречь-то таким словом язык не поворачивается. Так, домашние радости за свой счёт. То ли дело у Николая Александрова. Как говорится: все флаги в гости к нам! Пиршество духа, именины сердца!

И вот перед нами исландские романисты Хельгасон Халлгримур и Эйнар Карасон. Или французский поэт Мишель Деги. Профессор Гейдельбергского университета Михаэль фон Альбрехт. Или польский писатель Мариуш Вильк. Украинский – Андрей Курков. Израильский – Роман Тименчик. Пусть расскажут нам, сирым да убогим, почём фунт писательского лиха в их палестинах.

Ах, вы пресытились зарубежьем? Будьте любезны – литераторы нашенского разлива. Да не какие-нибудь, а всё олауреаченные или в шорт-листы запросто вхожие: Владимир Шаров, Андрей Геласимов, Валерий Попов, Борис Минаев, Леонид Юзефович, Татьяна Щербина, Рустам Рахматуллин, Михаил Елизаров, Марина Москвина… А обещанные эксперты? Не извольте сомневаться: Алла Латынина, Сергей Костырко, Наталья Игрунова, Алла Марченко, Игорь Кузьмичёв. Это гости передачи за последние полгода.

Слов нет. Имена звучные, в современной литературе не последние. Но что-то настораживает. А именно – тотальное и упорное отсутствие в александровской студии писателей и критиков так называемого патриотического или традиционного направления. Кстати, «ЛГ» не первый раз обращает внимание на этот прискорбный факт. А он ярко проявлялся и в предыдущем проекте г-на Александрова «Порядок слов». И мы не оставили сие явление без внимания, горестно вопросив пару лет назад популярного ведущего: «Почему среди представляемых изданий преобладают «модернистские» (в том числе переводная литература этого направления), а традиционных книг мало?» На что получили исчерпывающий ответ: «Я не совсем хорошо понимаю, что такое «традиционная» литература».

Апофеозом «не совсем хорошего понимания», а также огульно-либеральной позиции стала встреча (17.04.09), о которой поведал читателям в своей статье несколько ошарашенный, хотя уже и видавший виды Михаил Золотоносов: «Гостем оказался писатель Александр Снегирёв (род. 1980), роман которого «Нефтяная Венера» номинирован уже на все главные литературные премии. Затем оказалось, что у Александра сын – даун, и он, естественно, не мог обойти это обстоятельство своим писательским вниманием, введя дауна в сюжет. Далее ведущий задал вопрос об источниках романа – так, словно речь шла о курсовике и списке использованной литературы. Не удивившись вопросу, Снегирёв сразу же пояснил, что не читал книги, но смотрел кинофильмы («Человек дождя» и проч.). В общем, это неудивительно, поскольку книги читать скучно, а основу для романа где-то брать надо. К тому же на американских фильмах основаны и «Кысь» Т. Толстой, и все «Дозоры» С. Лукьяненко, и многое другое, это уже в нашей культуре норма.

Дальше – больше. Оказалось, что испытывающий идиосинкразию к чтению Снегирёв, издав две книги, уже осознал себя крупным русским писателем, а потому решил узнать, что написали коллеги. В частности, коллега Достоевский, которого раньше Снегирёв не читал. Читать его Снегирёв по-прежнему не может, но сейчас хотя бы есть выход – Снегирёв слушает аудиокнигу по какому-то роману Достоевского. Название романа, несмотря на просьбу ведущего, Снегирёв не привёл, видимо, забыл. Давно современная культура не представала в столь конкретном и законченно-символичном виде».

Впрочем, что тут удивляться. Ещё в середине 2006 года Николай Александров предупреждал «не успевших спрятаться». «В передаче будет больше аналитики и больше субъективного, а ещё будет некий разговор о влиянии литературы на разные области жизни», – сказал Николай Александров.

И слово почти сдержал. Субъективного – хоть залейся. Некие разговоры о влиянии литературы на разные области жизни тоже имеются. Правда, с аналитикой, то бишь с анализом таких книг и таких писателей и об их действительно серьёзном негативном влиянии на разные области жизни, – слабовато. А именно литераторы того самого игнорируемого лагеря и могли бы развернуть разговор в нужное русло. Впрочем, кому оно нужно? Понятно, что отнюдь не «субъективному» г-ну Александрову.

Кстати, о субъективности. В других «предупреждениях» со стороны программы значится, что она «подготовлена при финансовой поддержке Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям». То есть на средства налогоплательщиков, то бишь на наши с вами. А получаем передачу «его о них». И вот тут уже вопрос о субъективности принимает несколько странное звучание. И получаются у ведущего потенциально необходимой нам всем передачи явные разночтения с гораздо более широкими читательскими и писательскими кругами.

Впрочем, нас предупреждали.

Александр ЯКОВЛЕВ

Обсудить в группе Telegram

Александр Яковлев

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS