Издательство «Альпина нон-фикшн» выпускает книги по психологии, философии, истории. Сегодня у нас в гостях генеральный директор Павел ПОДКОСОВ.
– Давно ли существует ваше издательство?
– Юридически издательство «Альпина нон-фикшн» существует с 2008 года. Фактически же коллектив и идеи формировались как отдельное направление в издательстве деловой литературы «Альпина Бизнес Букс» (сейчас «Альпина Паблишерз») с 2006 года. Интерес к бизнес-книгам рос стабильно, он вполне удовлетворялся. А в нише неделовой нон-фикшн-литературы обнаруживался явный недостаток хороших книг. Это и стало причиной нашего появления на книжной карте России. Самостоятельный же выход на рынок в 2008 году сопровождался очень интересным событием под названием «мировой экономический кризис». Мы зарегистрировали компанию в июне, а уже в сентябре, когда вышла наша первая книга, затрещали и посыпались биржи.
– Какие книги вы выпускаете?
– С самого начала мы сосредоточились на выпуске нехудожественной интеллектуальной литературы. Этот сегмент рос и в мире, и в России. Эта была глобальная тенденция, кстати, продолжающаяся и сегодня. Кроме того, мы сами были читателями подобных книг и чувствовали, чего не хватает. Первыми направлениями для нас стали книги о практике и философии йоги, история моды и научно-популярная литература. В первый год нашего самостоятельного плавания вышли «Этюды о стиле и моде» Александра Васильева, «Загадочная Коко Шанель» Марселя Эдриха, «История Бога» Карен Армстронг, «Свет жизни: йога» учителя йоги с 75-летним стажем Б. К.С. Айенгара, входящего в список ста наиболее влиятельных в мире людей, по мнению журнала Time. В числе других удач издательства – книги популярного британского тележурналиста, ведущего программы «Top Gear» Джереми Кларксона «Мир по Кларксону» и «Автомобили».
Эти же направления «Альпина нон-фикшн» и продолжает развивать. Правда, в последнее время сегмент научпопа занял в нашем портфеле более значимое место. Вышли книги «Физика невозможного» Митио Каку и «Доказательство Бога» исследователя генома человека Фрэнсиса Коллинза. Событием стали «Парадоксы роста» Сергея Петровича Капицы и недавно вышедший сборник писем «О религии» Альберта Эйнштейна. Мы уделяем более серьёзное внимание психологии, здесь я бы выделил работу великого гуманиста Виктора Франкла «Сказать жизни Да». Его опыт выживания, прежде всего выживания личности, в условиях нацистского концлагеря необходим для понимания наших скрытых сил и мотиваций, поиска смысла нашего пребывания здесь. Буквально на днях в магазинах появится книга «Псевдонаука и паранормальное. Критический взгляд» Джонатана Смита. Когда телеэфир заполнен инопланетянами, парапсихологами и вернувшимися из 90-х заряжателями воды, такая книжка – как глоток свежего воздуха.
Если говорить о выбранном нами направлении – мне кажется, мы идём по правильному пути. Книжный голод 90-х, когда люди хватали любой напечатанный текст, давно удовлетворён. Читатель стал разборчив. И мы стараемся предложить ему лучшие образцы мирового и отечественного нон-фикшна. То, что и сами бы почитали с удовольствием.
– Что из уже вышедшего можно особо отметить?
– К тем книгам, о которых я уже успел рассказать, я бы добавил публицистический сборник «Дети гламурного рая» Эдуарда Лимонова и «Возвращение к жизни» семикратного победителя «Тур де Франс» Лэнса Армстронга, интереснейшую работу гуру Голливуда Роберта Макки «История на миллион» и книгу жены Чарли Чаплина Литы Грей «Моя жизнь с Чаплиным». Думаю, многих заинтересует книга Фиделя Кастро «Размышления команданте» и «Виски. История вкуса» Игоря Мальцева. Ещё один тренд дня сегодняшнего – издания о путешествиях. За последний год у нас вышли три книги в этой категории, каждая – со своей изюминкой. Это книга уже упоминавшегося скандалиста Джереми Кларксона «Вокруг света с Кларксоном», «Деловая кругосветка» Дмитрия Шевцова, бывшего руководителя одной из крупнейших управляющих компаний России, и «Путешествие вокруг света» Томми Дюара, остроумца и путешественника из XIX века. Отдельно я бы отметил чуть не первую в России книгу о социальных сетях «Рунет: сотворённые кумиры». Автор Юлия Идлис написала весёлое и глубокое исследование, которое читается как френдлента. В этой книге российский Интернет рассматривается через личности, с которых он начинался. Многие из них стали известны благодаря Сети. Имена Артемия Лебедева и Сталика Ханкишиева, Линор Горалик и Веры Полозковой скажут многое и тем, кто проводит за компьютером по 20 часов, и тем, кто пользуется только электронной почтой.
– Что интересного есть в планах на будущее?
– В этом году основной упор мы сделали на научно-популярные книги. Если вам интересно, как учёные определяют возраст египетских пирамид или момент исчезновения динозавров, для вас – книга Криса Терни «Кости, скалы и звёзды. Наука о том, когда что произошло». Если вас занимает эволюция человеческого мозга и его возможности – вам будет любопытна книга Гари Маркуса «Несовершенный человек: случайность эволюции мозга и её последствия».
Всем, кто интересуется историей религии, порекомендую книгу «Иерусалим: один город, три религии» Карен Армстронг, самой авторитетной исследовательницы религии в мире, и размышления главного раввина России Адольфа Шаевича «Еврейский вопрос». Тем же, кто сомневается в своём божественном происхождении, просто необходима работа одного из самых цитируемых западных интеллектуалов, атеиста Кристофера Хитченза «Бог не любовь».
Любителям британского юмора и первоклассной публицистики очень желаю почитать новую книгу Кларксона «Рождённый разрушать». И ещё. До сего момента научно-популярных книг о сексе в России выходило крайне мало. В основном либо псевдонаучное «ни о чём», либо вариации на тему «Камасутры». Мы попытаемся восполнить этот пробел выходом серьёзной и в то же время смешной книги «Секс для науки. Наука для секса» Мэри Роуч.
– Кризис повлиял на литературу нон-фикшн?
– В экономических кризисах тоже есть свои плюсы. Люди задумываются о смысле существования, ищут свой путь в мире хаоса. Главной тенденцией на книжном рынке сейчас стал всё возрастающий интерес к интеллектуальной литературе, которая помогает читателю найти и понять себя. Для нас это выразилось в резком росте продаж книг об истории религии, психологии, всего научно-популярного блока. Объективности ради стоит отметить, что читать стали меньше. И это тоже тенденция. Правда, со знаком минус.
– На какую аудиторию рассчитаны ваши книги?
– Каждая книга индивидуальна, у неё свой читатель. В целом же можно сказать, что наши читатели – люди образованные, заинтересованные в самопознании и саморазвитии, заботящиеся о духовном и физическом здоровье. Важно, что они интересуются современными трендами, следят за развитием науки и достижениями культуры, они – активные читатели бумажных и электронных СМИ. Наши читатели – люди, несомненно, самостоятельные, сами формирующие своё мнение и не идущие слепо за генеральной линией партии, неважно какой. И самое, пожалуй, главное – наш читатель любит жизнь.