Юность, учёбу в творческих образовательных учреждениях все работники искусства (за редчайшим исключением) вспоминают с особой теплотой. Действительно, в советское время, когда платных мест в учебных заведениях не было, чтобы попасть в театральный институт, нужно было пройти огромный конкурс. Счастливчики, успешно преодолевшие все преграды (туры-экзамены-показы), оказывались как будто на другой планете. В совершенно новом, волшебном мире, где преподавали знаменитые артисты, кумиры, небожители (в Москве было четыре таких института: ВГИК, «Щепка» при Малом театре, «Щука» при Вахтанговском, Школа-студия МХАТ и ГИТИС).
3 ноября один из старейших театральных институтов страны будет отмечать своё 145-летие, к этой знаменательной дате канал «Культура» подготовил документальный фильм Виталия Максимова «Мой ГИТИС». Действительно, он основан на личных, очень ярких впечатлениях автора, поступившего в институт почти полвека назад, и, конечно, на воспоминаниях выпускников, ставших соавторами документальной ленты.
В наше тревожное время фильм радует необыкновенной теплотой и, я бы даже сказал, нежностью. Действительно, участники (а это именитые, всем известные люди), говоря о легендарном театральном институте, представали не совсем такими, какими мы привыкли их видеть, они как будто сбрасывали с себя наслоения многих лет, ограничения, наложенные званиями и положением, и снова становились студентами – чистыми, юными, с широко открытыми глазами. Возвращались в те времена, которые, к сожалению, повториться не могут.
Героями передачи стали основатели института театрального искусства и выдающиеся педагоги-мастера, великие актёры и режиссёры, здесь преподававшие. Дирижёр и пианист Пётр Адамович Шостаковский, Владимир Иванович Немирович-Данченко, воспитавший плеяду мхатовских корифеев, ученица Станиславского Мария Осиповна Кнебель... Из близкой истории Андрей Алексеевич Попов, давший путёвку в жизнь замечательным актёрам и режиссёрам. О своих учителях говорили народные артисты России Борис Морозов, Галина Петрова, Виктор Сухоруков, удивил воспоминанием, как при поступлении его разыграл Лев Лещенко, Владимир Винокур (за что он ему «мстил» всю дальнейшую жизнь), а также ректор института Григорий Заславский, выпускник театроведческого факультета профессор Борис Любимов. О времени учёбы, в котором, конечно, было много любви, говорили нынешний министр культуры Ольга Любимова и бывший – Михаил Швыдкой, вспоминавший вечера в гостеприимном доме выдающегося театроведа профессора Григория Нерсесовича Бояджиева, где разруливались романтические отношения между студентами…
А я вспоминал о своей альма-матер – Школе-студии МХАТ. Сейчас театр не такой, каким мы его любили, и с актёрской профессией тоже не всё слава богу, и многие, как и я, её «предали», впрочем, оставшись в творческой сфере, но студенческие времена вспоминаются с нежностью. И с благодарностью, особенно, конечно, педагоги, которые не только прививали профессиональные навыки, но и вкладывали в учеников душу. Школе-студии недавно исполнилось 80 лет, а я был свидетелем того, как в студии отмечалось её 35-летие. В кинозале замечательно выступали знаменитые артисты, а в конце вечера приехал самый известный выпускник – Владимир Семёнович Высоцкий, он вспомнил по имени-отчеству каждого из педагогов, у которых учился. А потом пел. Как чувствовал, что последний раз в студии. Огромное незабываемое впечатление. Он и раньше приезжал, встречался с нашим курсом и пел, но то выступление промозглой осенью 1978-го было ни с чем не сравнимым потрясением. Жаль, что к 80-летнему юбилею Школы-студии МХАТ фильма не сделали.
А за ГИТИС Виталию Максимову спасибо!