Известная поэтесса Инна Кабыш написала необычную книгу – книгу прозы. В связи с этим мы задали автору несколько вопросов.
– Недавно в свет вышел сборник ваших стихов «Невеста без места», своеобразное «Избранное». Что чувствует поэт, когда берёт в руки свою новую книгу?
– Не знаю, что чувствует поэт-мужчина, а женщина-поэт (впрочем, я говорю только за себя) берёт в руки новую книгу, как новорождённого ребёнка. Ни больше ни меньше.
– Инна, вы много лет работаете учителем в школе. Читатели «ЛГ» с интересом читают ваши колонки не темы образования. Как вам удаётся писать стихи? Ведь школа – это не только постоянное общение, но и постоянный шум.
– А как писали на войне под свист пуль? А как в лагерях – под окрики конвойных? А как в эмиграции – под звук чужой речи? Убеждена: настоящие стихи – явление объективное. Их не может не быть. То, что должно быть написано, напишется при любом раскладе.
– Вы передали в редакцию совершенно неожиданную прозу. Как работа над ней сочетается с поэзией?
– Прекрасно сочетается – как физический и духовный труд. При этом для меня проза – больше «физический» (в том смысле, что требует времени, места, многократного переписывания), а поэзия – «духовный» (опять-таки в том смысле, что почти ничего не требует: это мгновенное озарение и его фиксация).
– Сегодня много говорят и пишут о реформировании школы. Насколько правильной вам, опытному преподавателю, представляется реформа образования – особенно отношение современной педагогической бюрократии к преподаванию литературы в школе?
– Школу так много ругают, что начну за здравие. В преподавании литературы в современной школе есть ведь и много хорошего: учитель волен сам выбирать программу, учебник, произведения, наконец. Чудовищным же представляется отказ от обязательного экзамена по литературе. Неужели наша, как вы выразились, «педагогическая бюрократия» не понимает, чем это чревато в такой стране, как Россия? Потерей самоидентификации, культурного кода, в конечном счёте – нации. Или понимают?
– Ну и последний вопрос – о ваших творческих планах учителя, поэта и прозаика. Интересно, что на сегодня главное в этой «триаде»?
– Перефразируя Сонечку Мармеладову, на вопрос Раскольникова «а что тебе Бог делает?» ответившую: «всё делает», скажу: всё главное. А если конкретно: мои дети – девятиклассники, и нам в этом учебном году предстоит сдать свои первые экзамены. Как прозаик хочу написать «одну штуку», а как поэт надеюсь, что будут стихи. Потому что хотеть написать стихи – это безумие. Стихи сами решают, быть им или не быть.
Беседу вёл