
Александр Воропаев. Хромые боги. – Литрес, 2023. – 400 с.
Вообще я не поклонница жанровой литературы, точнее сказать, равнодушна к сочинениям, которые помещаются в рамки жанра. Мне нравится, когда мои ожидания обманывают, когда перелистываешь страницу с возгласом «Да ну, не может быть!». Разумеется, свой подход я никому не навязываю и с пониманием отношусь к адептам чистоты жанра – если стимпанк, то стимпанк, если хоррор, то хоррор. Не смешивать и подавать холодным. И тем не менее.
Роман Александра Воропаева «Хромые боги», существующий пока что только в электронной версии и вполне заслуженно вошедший в шорт-лист премии Литрес «Электронная буква», атрибутирован как «мистический детектив, связывающий в одну историю викторианскую Англию, Советский Союз времён Никиты Хрущёва и нашествие монгольской армады в Японию», но это, поверьте, не просто «мистический детектив». Неведомому мне Александру Воропаеву удалось объединить в своём тексте и философскую притчу, и попаданческое фэнтези, и богословский трактат, и исторический роман, и много что ещё. Я начала читать эту книгу, ничего от неё не ожидая, – но, поначалу выглядевшая очередным ретроопусом, спустя двадцать страниц она стремительно превратилась в захватывающую и, самое главное, оригинальную историю, настоянную, впрочем, на Толкине и «Эпосе о Гильгамеше».
Начинается действие в той самой викторианской Англии, где нам представляют двух персонажей – условного Холмса и условного Ватсона. Ну ясно, думает читатель, кому-то не дают покоя лавры Конан Дойла. Как вдруг в дело вмешивается некий таинственный американец по имени Оскар – и условный Холмс с условным Ватсоном тут же отъезжают на дальний план. При помощи загадочного устройства под названием «Разделитель» (привет поклонникам модного сериала Severance) Оскар лишает гениального сыщика его волшебного дара. Потому что негоже смертным использовать магию! От главы к главе, меняя фамилию и национальность, Оскар путешествует по разным материкам и разным эпохам, перебираясь из Древнего Египта в современные США, попадая из поезда «Москва – Свердловск» в ГДР, а следом в ту вымышленную страну, в которой мы все хоть раз бывали. У передвижений Оскара есть своя логика, но читателю она станет понятна не сразу. И о том, кто такой этот Оскар и в чём его миссия, нам тоже расскажут позднее.
«– Он – не человек. Это последнее, что я успел понять, прежде чем он вынул из меня моё свойство. Он – божье копьё! И я теперь совсем ничего не чувствую».
При всём своём загадочном (и явно неземном) происхождении Оскар не лишён чисто человеческого умения сочувствовать. Прежде чем применить «Разделитель», он всякий раз вежливо спрашивает о том, как обладатель тех или иных магических способностей планирует построить свою жизнь (если тот молод, как гениальная прыгунья Лора из штата Колорадо) или же как он собирается действовать дальше (если тот уже состоялся как личность). Станет ли применять свой «непозволительный дар» или готов отказаться от него и просто жить, как все прочие обитатели планеты? К разочарованию Оскара, ни один из его собеседников не готов отказаться от магии! Поэтесса Белла Агарипова (да-да, вы правильно поняли!) ни за что не пойдёт на то, чтобы бросить писать стихи, – и, кстати, единственная из всех чудом избежит разделения. А вот «супергероиня» Лора Лейн Копач не поверит ни Оскару, ни тому, что больше не способна летать, – и разобьётся, рухнув на мостовую с огромной высоты…
Как у всякого приличного протагониста, у нашего Оскара есть антагонист – красавец с янтарными глазами. Есть у него и создатель – тот, кто отправил его в путешествие много тысяч лет назад, снабдив футляром с «Разделителем»… Не стану пересказывать вам сюжет в деталях, упомяну лишь, что автору удалось провести своего героя через все испытания и сделать финал по-настоящему убедительным, что удаётся очень и очень немногим романистам. Я боялась уткнуться в очередной проваленный эпилог, но Александр Воропаев не подвёл и закончил книгу так же бодро, как начал.
Отдельный повод для восхищения – виртуозное обращение с историческим материалом. Избежав учёной сухости, автор создал настолько объёмные картины избранных эпох, что дух захватывает! Персонажи прописаны так ловко, что начинаешь верить – все они и вправду существовали: и писец Юнху, и жрец Огон, и эфиопский полицейский Баба Алему…
«– Мои родители были христианами, – сказал Баба. – Но это неважно: мусульмане нашей страны тоже разделяют убеждение, что эдемский сад находился на берегах озера Тана, откуда вытекает священная река Аббай – вы называете её Голубым Нилом. Даже для древних египтян это был заповедный край. Они называли нашу страну Земля Пунт, это означает – земля богов. Неудивительно, что на Эфиопском нагорье найдены самые древние гоминиды.
– Гоминиды… и об этом у вас знают даже полицейские?
Баба не стал отвечать на этот вопрос. Если белый сам не чувствует свою бестактность, не стоит и объяснять».
Очень надеюсь, что роман «Хромые боги» выйдет в бумаге – а в качестве ложки дёгтя добавлю, что перед этим его неплохо будет доверить грамотному редактору. Понятное дело, автор не думал о всяких мелочах, когда нёсся по волнам воображения, но почему редактор-то проглядел женскую форму прибалтийской фамилии у персонажа-мужчины и льва, который «присел на передние лапы»? Таких досадных ошибок – стилистических и фактических – в тексте немного, но они есть.
Эпиграфом к роману «Хромые боги» взяты слова Альберта Эйнштейна о чудесах: «Есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует. Второй – словно кругом одни чудеса». Герои книги Александра Воропаева живут, не сомневаясь в чудесном, но не перестают при этом искать путь к себе и Богу. Кому-то это удаётся, кому-то нет, всё как в жизни, но из отдельной дороги каждого персонажа складывается выразительный общий орнамент, а после появляется надежда на то, что у человечества есть будущее – потому что у него есть любовь.