Мне кажется, что мы все дураки. И я тоже. Но я вдруг стал задумываться и сомневаться.
Всю жизнь меня учили, что бытие определяет сознание. В конце концов эту двусмысленную фразу я понял так: как ты живёшь и что видишь вокруг – такое у тебя будет и сознание. Наверное, это так. Если всю жизнь с рождения проживёшь в Ираке или в Австрии, например, то сознание сформируется разное. И большевики учили меня: всё дело в воспитании. Даже домохозяйка может руководить государством, если её немножко подвоспитать. И «красная профессура», и прочие призывы «20-тысячников» – ещё одно тому доказательство. Словом, воспитание – это всё. Поэтому все народы и расы изначально равны. Главное – правильно воспитать!
А я на лекциях по марксистско-ленинской философии тайно думал: сколько таксу ни воспитывай, она всё будет хотеть в норы лезть. А сколько немецкую овчарку ни призывай лазить в норы – она лучше будет склад охранять. Или даже заключённых.
Генетика, понимаешь!
Поделился мыслью с друзьями.
– Так это же собаки, – говорят. – А мы – люди!
Повторяем тебе: все люди равны, а генетика – продажная девка империализма!
И не забывай, что ты комсомолец, потому что есть кому тебе об этом напомнить…
Вот я и привык думать, что всё от воспитания. Даже Маугли возьми. Главное – хорошо воспитать, а там – хоть в президенты.
Но тут – перестройка. Разрешили думать собственным мозгом. Он, правда, сильно отвык от этой деятельности, но ещё пытается мыслить и задавать вопросы.
Ответь, спрашивает меня: если какая-то артистка, известная, мягко скажем, вызывающим поведением, за деньги купила титул графини, а её муж, не менее скандальный, стал князем (тоже за деньги), то ведь никакого перевоспитания от этого не произошло?
Когда какую-то ассоциацию возглавляет потомственный князь – это вызывает у нас доверие и некоторый трепет. То есть мы предполагаем, что вместе с титулом этому человеку ГЕНЕТИЧЕСКИ передались благородство, честь и прочие замечательные качества его предков. Тем самым мы верим в генетическую передачу из поколения в поколение талантов и особенностей, присущих данному роду? А то этак из любого можно было бы быстренько воспитать графа…
Но как тогда быть с равенством всех людей от рождения, если есть «лучшие породы»?
Да и не хотим мы этого равенства на самом деле.
Ишь сколько развелось всяких обществ, гильдий, орденов, посвящающих в рыцари…
И ведь вступают с удовольствием даже руководители государств.
Повесили на тебя алую ленту наискосок, орден чуть ниже соска прикрутили – ты уже и рыцарь или князь даже!
А раньше, дурачки, думали, что надо из поколения в поколение себя воспитывать, образованием заниматься…
Но для себя я так ничего и не понял: передаётся благородство по наследству или лучше за деньги? Если не очень дорого, я бы куда-нибудь вступил.
, ЧЕХИЯ