Мы продолжаем дискуссию о спорте и шоу-бизнесе на голубом экране. Левый материал написан после победы Димы Билана и обидного поражения сборной России от Испании, правый – после блестящей победы нашей команды над сборной Голландии.
НОЧЬ ПОБЕДЫ
Москва гуляла до самого утра, утра 67-й годовщины начала войны. Победа футболистов объединила и женщин, и мужчин. Всех возрастов, народностей и специальностей. На улицах целовали милиционеров. К которым в последние годы у нас относятся – вы знаете как. Но и их целовали.
Вёл репортаж Геннадий Орлов, слава богу, не глазливый Гусев и тем более не пафосный Губерниев. Комментатор «не зажигал», скорее, гасил эмоции, что, кстати, очень важно, когда миллионы соотечественников и сочувствующих России то и дело хватались за сердца. Недоставало Василия Уткина с НТВ, отлично владеющего великим и могучим футбольным русским, он мог бы, как болельщик и специалист суперкласса, тонко настроить зрителей на то, что футбол – это не Отечественная война, и проигрываем в конце концов не последнюю корову, и выигрываем не светлое будущее навсегда. Это всё-таки игра – великолепная, мучительная, прекрасная, но игра. Однако канальная междоусобица не позволила насладиться ещё и репортажем и высокохудожественно уберечь от чрезмерностей массового «боления» и квасного-пивного патриотизма. Хотя сам факт стихийного уличного единения российских граждан всех национальностей и социальных групп замечателен.
Те хмельные сотни тысяч, которые вывалились на улицы Москвы, ликовали а-ля французы-немцы, итальянцы-бразильцы, однако победили всё-таки не они. Не болельщики «через не могу» бежали и бежали, как Павлюченко, Игнашевич, Колодин, Зырянов, Торбинский, стояли, как Акинфеев, и были техничны, остроумны, изящны и сильны, как Жирков и Аршавин. Не мы, а наши футболисты были по-спортивному злы, сосредоточенны и прекрасны. Футбол великих побед Боброва, Яшина, Симоняна, Понедельника, Метревели, Стрельцова, Воронина, Нетто, Банишевского, Хурцилавы, Хусаинова, Поркуяна, Лобановского, Сабо, Мунтяна, Блохина, Кипиани, Яремчука вернулся из времён СССР на русскую землю. Уже без братьев из бывших республик.
Но это была общая победа. Она повернула весь мир (и наших бывших соотечественников из СНГ, а также Германии, Израиля, США…) к России. Как важно, что наши ближние соседи вместе с нами восхищались нашими футболистами. Они видели Россию не гламурных подонков ТНТ, не пораженцев и вырожденцев, но героев и мастеров.
Российские развлекательные шоу в ближнем зарубежье, как и у нас, имеют хороший рейтинг, там тоже много смотрят наше ТВ, но, смею утверждать, смотрят, часто в глубине души огорчаясь и чертыхаясь. Российское «телеразвлекалово» отталкивает от России, потому что выставляют её неумной и безнравственной, не имеющей ни духовных ориентиров, ни привлекательного человеческого лица, не говоря уже о мужественной простоте.
И ХИДДИНК ВЕЛИКИЙ НАМ ПУТЬ ОЗАРИЛ
Футбол показал, каким живым, народным и не показно патриотичным может быть телешоу и что значит по рейтингу и по художественной мощи настоящее зрелище. Футбол показал истинную цену Малаховым, Биланам, «королям ринга», «Двум звёздам», целым фабрикам звёзд, и прочим телефабрикатам. Это, кстати, и русский народный ответ последним «киношедеврам» Балабанова и Серебренникова.
Да, Аршавин – не Башмет, не академик Алфёров и, простите, не Ульяна Лопаткина, но в футболе, ставшем для нас на время важнейшим из искусств, а по силе сиюминутного воздействия самым сногсшибательным, он – Микеланджело, а Жирков, ей-ей, – Рафаэль. Хотя бы на краткие футбольные часы. И сказанное в запале подтвердят великие учёные, музыканты, режиссёры, которые тоже смотрели этот выдающийся матч, потому что тоже являются горячими поклонниками великой игры.
Наши выиграли красиво – последнее слово ключевое. И видно, какой труд стоит за этой красотой.
Когда в матче со шведами болельщики развернули на трибуне огромный баннер с Петром Первым, я почему-то подумал не про Полтавскую битву, а про тех голландских «спецов», которых император-реформатор привёз в Россию. Ах, если бы Ельцин в годы великого «перелома» ориентировался на таких вот Хиддинков и Адвокатов, а не на тупых или корыстных консультантов из МВФ!..
А теперь главное. Если наши проиграют в финале (полуфинале) – а такое в спорте, к сожалению, бывает, – то многотысячная толпа может опять выйти на улицы, но уже не ликующей, и кто тогда убережёт город от бесчинств вроде не столь давних, манежных? Очень много сейчас зависит от телевизора. От футболистов и комментаторов. ТВ должно отвечать за зрителя. Иначе… не буду говорить, что может произойти иначе. Слишком долго и усердно впаривали нам с голубого экрана, что патриот и негодяй – одно и то же, что футбол – не наша игра, что никогда у нас ничего не получится и ничего-то мы не умеем. Теперь говорят, что всё у нас хорошо, хотя и не так-то уж хорошо, а местами – так хуже некуда. И не надо раздувать хмельной ура-патриотизм, надо, чтобы завоёванная победа распространилась на экономику и жизнь народа. Труд, талант и высокая организованность футболистов должны стимулировать физкультуру, детский спорт, здоровый образ жизни, семейные ценности, а также производительный, талантливый труд миллионов. Надо прекратить глумиться над тем хорошим, что было в российской истории ХХ века, прекратить пораженчество, которое ползучим явочным порядком пачкает все наши победы и её героев.
К России Павлюченко, Аршавина, Жиркова потянутся, к России Бульдога Харламова и Анфисы Чеховой – нет. Мы нуждаемся в тотальном (не тоталитарном), патриотичном, высокотехнологичном, художественном, мужественном ТВ, таком же, как футбол российской сборной под управлением Гуса Хиддинка. Надо научиться уважать самих себя.
Тогда, глядишь, и коррупцию победим, и с рождаемостью дело наладится. Россия, вперёд!