«Унылые азиаты, скотоводы» – такими эпитетами наградила одна журналистка на своём сайте коренное население Казахстана, которое, думаю, она представляет себе главным образом по американскому фильму «Борат». Путь Казахстана от феодализма к социализму, от баев к стахановцам прошёл в кратчайшие сроки, и потому нежные ростки цивилизации на его обширных, выжженных солнцем степях прививаются не столь быстро, как бы того хотелось. В этом случае неоценимую роль играет телевидение.
Сегодня ТВ в Казахстане настолько перспективно, что уже некоторые российские каналы, такие как СТС и НТВ, почуяв запах прибыли, активно с ним сотрудничают. Особенно успешны такие крупные казахские каналы, как «Казахстан», «Хабар», куда входит Caspio.net, а также 31-й канал, Астана, КТК и СТВ. Кроме этих самых известных телеканалов в Казахстане почти в каждом крупном городе распространено кабельное телевидение, на котором масса коммерческих частных каналов.
Государственный национальный канал «Хабар» – самый влиятельный уже потому, что в состав совета директоров национальной медиагруппы «Хабар» входит младшая дочь президента Назарбаева. «Хабар» больше других уделяет внимание новостям и информации, отводя особую роль государственной сфере. Примерный расклад новостей – рабочая поездка премьер-министра, рассказ о новой птицефабрике, слёт животноводов и покупка зерна. При этом не забываются и иностранные эксперты из США, встык даются их высокие оценки по поводу образованности казахского населения и его интереса к экономической жизни, выражая при этом благодарность Казахстану за то, что он помогает НАТО разрабатывать альтернативные пути доставки грузов в Афганистан. «Достаточно посмотреть на карту, и сразу станет понятно, насколько Казахстан важен», – говорит Лари Нэллер, старший сотрудник Университета A&M. Что же касается бытовых, «родных» тем, то им тоже уделяется внимание, хотя критика здесь не приветствуется. И если делаются робкие попытки затрагивания животрепещущих проблем, то обязательно с благополучным концом. Лишь раз мне попался неблагополучный конец, когда рабочим одного спиртзавода не выплатили зарплату и они не покидали объект, охраняя его «от мародёров» денно и нощно. И до сих пор охраняют, хотя хозяева, получив кредит, смылись ещё в марте этого года. Вот такой неблагополучный конец. Хотя с какой стороны посмотреть.
Детище медиагруппы «Хабар» – Caspio.net, спутниковый канал, показывает всему миру, как сегодня живётся казахам в их республике. Круглосуточно, попеременно то на казахском, то на русском, а то и на английском языках телеканал подробно рассказывает о политических событиях в своей стране: саммиты, форумы, встречи с влиятельными зарубежными политиками, учёными и экономистами. Вот казахская делегация в составе 70 человек в Лондоне на совместном заседании Британской торговой палаты, где их встречают как родных. А вот уже в Астане проходит заседание иностранных инвесторов, где звучат хвалебные отзывы: «Здоровый инвестиционный климат… политическая доброжелательность…» Что ж, дружба – это хорошо, особенно такая, которая помогает привлечь в страну 180 млрд. долларов. Китайцы, однако, оказались практичнее всех и уже отхватили себе в аренду приличный участок земли Казахстана для добычи чёрного золота.
Что касается остальных каналов, то здесь пафос и патриотизм глохнут в лицензионных и покупных программах. На телеканале КТК зажигает «Наша Казаша», которая по пошлости не уступает «Нашей Раше», и до боли знакомая лицензионная «Кто возьмёт миллион». СТВ большую часть программ закупает у НТВ – «Максимум», «Ты не поверишь» «Сегодня», «Русские сенсации» – знаменитая скандальная документальная линейка. Зачем казахскому народу смотреть этот ширпотреб? Чтобы раз и навсегда возненавидеть русских? Телеканал Астана предпочитает российские сериалы – «Громовы», «Убойный отдел», «Ермоловы», однако это далеко не лучшее российское кино. И вообще: зачем простым труженикам, живущим в глухих сёлах или голой степи в тяжелейших условиях, всё это? Зачем им нужны английские сериалы или американские боевики? Вопрос этот вовсе не риторический, достаточно зайти на казахский сайт и почитать, что об этом думают сами казахи. Все они единодушны в том, что хотят видеть на экране свой народ и свою культуру.
И очень красноречивым примером того, что своё – оно всё-таки лучше, могут послужить два фильма – «Кочевник» и «Тюльпан». Первый – высокобюджетный интернациональный проект, где автором сценария был Рустам Ибрагимбеков, а продюсером Милош Форман, – получился вялым и неубедительным. Другой – отечественный фильм «Тюльпан» – завоевал множество международных призов, в том числе в Каннах.
В проморолике, идущем по национальному телевидению Caspio.net, в конце каждого часа показывают, как президент Казахстана шагает по полям, срывая колосья пшеницы, стоит у мартеновской печи и смотрит на выплавку металла, на запуск ракеты на Байконуре. Скотоводство и сельское хозяйство – хорошо, а ракеты – лучше. Но нельзя не заметить другое. Большой такт и выдающиеся дипломатические способности казахского лидера заставили цивилизованный мир взглянуть на Казахстан новыми глазами. И дело тут, наверное, не только в телевидении.