Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

Наша Казаша

01 января 2007

Zabugor TV

«Унылые азиаты, ско­товоды» – такими эпитетами наградила одна журналистка на своём сайте коренное население Казахстана, которое, думаю, она представляет себе главным образом по американскому фильму «Борат». Путь Казахстана от феодализма к социализму, от баев к стахановцам прошёл в кратчайшие сроки, и потому нежные ростки цивилизации на его обширных, выжженных солнцем степях прививаются не столь быстро, как бы того хотелось. В этом случае неоценимую роль играет телевидение.

Сегодня ТВ в Казахстане настолько перспективно, что уже некоторые российские каналы, такие как СТС и НТВ, почуяв запах прибыли, активно с ним сотрудничают. Особенно успешны такие крупные казахские каналы, как «Казахстан», «Хабар», куда входит Caspio.net, а также 31-й канал, Астана, КТК и СТВ. Кроме этих самых известных телеканалов в Казахстане почти в каждом крупном городе распространено кабельное телевидение, на котором масса коммерческих частных каналов.

Государственный национальный канал «Хабар» – самый влиятельный уже потому, что в состав совета директоров национальной медиагруппы «Хабар» входит младшая дочь президента Назарбаева. «Хабар» больше других уделяет внимание новостям и информации, отводя особую роль государственной сфере. Примерный расклад новостей – рабочая поездка премьер-министра, рассказ о новой птицефабрике, слёт животноводов и покупка зерна. При этом не забываются и иностранные эксперты из США, встык даются их высокие оценки по поводу образованности казахского населения и его интереса к экономической жизни, выражая при этом благодарность Казахстану за то, что он помогает НАТО разрабатывать альтернативные пути доставки грузов в Афганистан. «Достаточно посмотреть на карту, и сразу станет понятно, насколько Казахстан важен», – говорит Лари Нэллер, старший сотрудник Университета A&M. Что же касается бытовых, «родных» тем, то им тоже уделяется внимание, хотя критика здесь не приветствуется. И если делаются робкие попытки затрагивания животрепещущих проблем, то обязательно с благополучным концом. Лишь раз мне попался неблагополучный конец, когда рабочим одного спиртзавода не выплатили зарплату и они не покидали объект, охраняя его «от мародёров» денно и нощно. И до сих пор охраняют, хотя хозяева, получив кредит, смылись ещё в марте этого года. Вот такой неблагополучный конец. Хотя с какой стороны посмотреть.

Детище медиагруппы «Хабар» – Caspio.net, спутниковый канал, показывает всему миру, как сегодня живётся казахам в их республике. Круглосуточно, попеременно то на казахском, то на русском, а то и на английском языках телеканал подробно рассказывает о политических событиях в своей стране: саммиты, форумы, встречи с влиятельными зарубежными политиками, учёными и экономистами. Вот казахская делегация в составе 70 человек в Лондоне на совместном заседании Британской торговой палаты, где их встречают как родных. А вот уже в Астане проходит заседание иностранных инвесторов, где звучат хвалебные отзывы: «Здоровый инвестиционный климат… политическая доброжелательность…» Что ж, дружба – это хорошо, особенно такая, которая помогает привлечь в страну 180 млрд. долларов. Китайцы, однако, оказались практичнее всех и уже отхватили себе в аренду приличный участок земли Казахстана для добычи чёрного золота.

Что касается остальных каналов, то здесь пафос и патриотизм глохнут в лицензионных и покупных программах. На телеканале КТК зажигает «Наша Казаша», которая по пошлости не уступает «Нашей Раше», и до боли знакомая лицензионная «Кто возьмёт миллион». СТВ большую часть программ закупает у НТВ – «Максимум», «Ты не поверишь» «Сегодня», «Русские сенсации» – знаменитая скандальная документальная линейка. Зачем казахскому народу смотреть этот ширпотреб? Чтобы раз и навсегда возненавидеть русских? Телеканал Астана предпочитает российские сериалы – «Громовы», «Убойный отдел», «Ермоловы», однако это далеко не лучшее российское кино. И вообще: зачем простым труженикам, живущим в глухих сёлах или голой степи в тяжелейших условиях, всё это? Зачем им нужны английские сериалы или американские боевики? Вопрос этот вовсе не риторический, достаточно зайти на казахский сайт и почитать, что об этом думают сами казахи. Все они единодушны в том, что хотят видеть на экране свой народ и свою культуру.

И очень красноречивым примером того, что своё – оно всё-таки лучше, могут послужить два фильма – «Кочевник» и «Тюльпан». Первый – высокобюджетный интернациональный проект, где автором сценария был Рустам Ибрагимбеков, а продюсером Милош Форман, – получился вялым и неубедительным. Другой – отечественный фильм «Тюльпан» – завоевал множество международных призов, в том числе в Каннах.

В проморолике, идущем по национальному телевидению Caspio.net, в конце каждого часа показывают, как президент Казахстана шагает по полям, срывая колосья пшеницы, стоит у мартеновской печи и смотрит на выплавку металла, на запуск ракеты на Байконуре. Скотоводство и сельское хозяйство – хорошо, а ракеты – лучше. Но нельзя не заметить другое. Большой такт и выдающиеся дипломатические способности казахского лидера заставили цивилизованный мир взглянуть на Казахстан новыми глазами. И дело тут, наверное, не только в телевидении.

Ирина САДОВСКАЯ

 

Обсудить в группе Telegram

Ирина Садовская

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS