Сегодня по электронной почте пришло письмо от одноклассника с прикреплённой фотографией. Смотрю на фото и не узнаю девчонок и мальчишек выпуска 1995 года. Все ещё молоды и красивы, но появился едва уловимый отпечаток достигнутых побед и пережитых разочарований. Некоторых девочек, сейчас уже мамочек, вспоминаю только после длительных размышлений и комплексного анализа «фактур» и «физиономических архетипов». Есть лица, привлекающие какой-то внутренней красотой. Хочется узнать, чем живёт знакомый незнакомый человек, услышать голос, пожать руку, но передо мной лишь несовершенная электронная модель жизни.
В композиционном центре изображения классная «мама» Татьяна Дмитриевна Бибаева. Она нисколько не изменилась, и в воображении прямо с фотографии шагает в свой кабинет истории. Мы, дети смены политического строя и свидетели разрушения советской империи, ценили учителей и привыкли к чёткому ранжиру учитель–ученик. Татьяна Дмитриевна показала, что существует демократия и с учителем можно говорить как с другом, в то же время сохраняя тонкую грань, невидимый уровень бесконечного уважения. Её уроки были замечательные, но даже не это главное. Учитель в России ещё со времён Макаренко больше чем просто предметник – это Педагог, который влияет на тонкие психологические материи ребёнка и наравне с семьёй способен воспитать личность или тряпку. Наша Татьяна не просто рассказывала историю и проецировала события веков минувших на современную действительность, она пыталась вырастить своих Невских, Донских, Жуковых. И ей это удавалось.
Приведу пример личного взаимодействия с большой педагогикой. Однажды в восьмом классе заготовил «бомбу» к контрольной работе по истории, которую, к счастью, обнаружила Татьяна Дмитриевна, и мой домашний труд с опрометчивым указанием чужого авторства был «пригвождён к позорному столбу». Не могу сказать, что сильно испугался и был потрясён до основания, но больше «бомб» в своей жизни не делал и шпаргалок не писал.
Нашему выпуску есть чем гордиться. Главное – это школьная дружба, которая произрастает из лаборантской кабинета истории, где формировались зачатки творческой энергии, когда десятиклассники морщили лбы над эпиграммами для девочек, а в одиннадцатом классе рифмовались песни к последнему звонку. Разве можно было в это поверить в момент формирования параллели десятых классов из сорока чужих друг другу людей? И как это произошло? Не благодаря ли лидерству нашего классного руководителя?..
Пятнадцать лет назад при вручении аттестатов, желая стряхнуть пыль тщеславия с восприимчивых детских душ, Татьяна Дмитриевна сказала: «Жизнь расставит свои оценки, поэтому хорошистов и отличников выделять не будем!» Не будем и мы подводить итоги существования современной России вне той, сформированной предшественниками, великой школы и системы образования, по праву считавшейся лучшей в мире. Только очень хочется, чтобы и будущие поколения выпускников испытывали чувства уважения и благодарности к учителям, которые творили из нас людей разумных. Иначе все мы станем просто красивой историей, а она, как известно, ничему не учит!