8 сентября 1941 года вокруг города замкнулось смертельное кольцо окружения. Блокада Ленинграда немецкими и финскими войсками, а также их союзниками продолжалась до конца января 1944 года.
Но несмотря на голод и холод, непрерывные обстрелы и бомбардировки, ленинградцы в осаждённом городе не падали духом и даже продолжали сочинять стихи. Всем памятны строки «блокадной музы» Ольги Берггольц, начертанные на камнях памятника жертвам блокады на Пискарёвском мемориальном кладбище: «Их имён благородных мы здесь перечислить не сможем. / Так их много под вечной охраной гранита. / Но знай, внимающий этим камням, / Никто не забыт и ничто не забыто».
Подвиг ленинградцев и в самом деле не забыт. Стихи о блокаде в Северной столице продолжают сочинять до сих пор. Вот одно из них, написанное уже в наши дни петербургской поэтессой…
Елена Ительсон
Прости, Ленинград... О блокаде
Прости, Ленинград, мы тебя не узнаем:
На месте садов мы увидим дома.
И солнечных птиц зашумевшие стаи.
И улиц других зазвучат имена.
Прости, Ленинград, наша память беззвучна,
И памяти реки текут неустанно.
Но с нами остались, как цепь, неразлучны,
Нева и Смоленка, Обводный, Фонтанка.
С тобой, Ленинград, наши стылые речки,
И дети детей наших тоже с тобой.
В тебе, Ленинград, наши чёрные печки
И недонесённые вёдра с водой.
Мы стали цветами, лугами, корнями,
И хлеба кусочки кладут нам на ложе.
Прости, что мы время своё повторяем,
Прости, что мы душу тебе доверяем.
Но встать мы не можем.
И петь мы не можем...
Автор этих пронзительных строк, Елена Ительсон, родилась на Дальнем Востоке, но уже давно живёт в нашем городе. Много лет работала главным библиотекарем и зав. сектором в Библиотеке Академии наук (БАН). В 2015 году вышла её поэтическая книга «Философия чашки». С 2020 года она на пенсии и с тех пор ведёт уединённый образ жизни. Но, как говорят, стихи продолжает писать.