Софья Агачер. Твоими глазами. – М.: ЛАСА, 2019. – 168 с.: ил.
«Возможно, и зеркальные близнецы когда-либо преодолеют разделяющую их черту и поймут, что миром всё-таки правит любовь», – такими словами заканчивается роман Софьи Агачер «Твоими глазами».
И то верно, о чём бы ни говорила женщина, она всегда говорит о любви. Фоном любовной истории длиной в шестьдесят лет послужил ХХ съезд, когда сквозь прорехи железного занавеса прорвался дух «оттепели» и свободы. Джаз, стиляги в аранжировке ботинка Хрущёва, выстукивающего чечётку на трибуне ООН.
Роман «Твоими глазами» воскрешает из глубин памяти и архивов VI Всемирный фестиваль молодёжи и студентов в Москве 1957 года. Главные действующие лица: Джон Кор – всемирно известный документалист, Белла Гурвич – переводчик и писательница, Иван Герцев – американский врач.
Эпопея, достойная киновоплощения, неторопливо, скрупулёзно и выпукло, как на экране в кинотеатре повторного фильма, воссоздаёт быт эпохи, Нью-Йорк начала нынешнего тысячелетия, Москву от сороковых до девяностых годов прошлого века, Сан-Франциско, вьетнамскую и афганскую войну, Намибию и Берег Скелетов.
Кстати сказать, в книге звучит довольно пронзительная московская нота: и бывшее здание Странноприимной больницы, знаменитый Склиф, в центре которого когда-то была церковь, а слой штукатурки скрыл фрески XVIII столетия Доменико Скотти, и трагический случай, который помнят ещё московские старожилы, особливо жители Мещанских улиц, когда люди, жаждущие увидеть молодёжь со всего света, скопились на карнизе здания на Колхозной площади и карниз рухнул, похоронив под своими руинами десятки жизней:
«Джон поймал в кадр двухэтажное здание и зевак на крыше и вдруг увидел, как по фасаду побежала трещина. Всё произошло настолько стремительно, что никто ничего не понял. В долю секунды треск, напоминающий сухой выстрел, а потом последовал грохот, летящая шрапнель кирпичей, и, заволакивая всё вокруг, взметнулись к небу столбы плотной цементной пыли...»
В конце книги, словно кадры кино, исторические фото этого события и многие другие – из Государственного архива кинофотодокументов. Чёрно-белое кино нашего прошлого, молодость наших пап и мам, а для кого-то уже бабушек и дедушек. Кадры, где они молодые и счастливые.
Кстати, приснопамятное трагическое фото принадлежит Борису Зиновьевичу Кашинскому, живому ещё свидетелю той истории!
Это очень московский роман. Столица меняется, и образы старой Москвы, увы, стираются. И поэтому книга – дань памяти удивительным людям, их бескорыстию и великодушию.
Оценочность вынесена автором за рамки. Читатель должен сам расставить плюсы и минусы применительно к тем или иным событиям.
На создание ряда образов из династии врачей Герцевых автора вдохновило врачебное прошлое, история семьи и детство, проведённое в районной больнице.
Рефреном в книге служит ещё одна немаловажная мысль и существенная деталь нашего мироустройства: Америка и Россия – не заклятые враги, а «зеркальные близнецы».
Линкольн-центр и Дворец Советов – близкие, если не друзья, то родственники.
Да и автор – недалеко уехала. Она – русская американка. А значит, всё ещё наша!
Михаил Филиппов