XIX фестиваль «Окно в Европу» прошёл в Выборге под девизом «Российское кино, прогноз на завтра». Что же напророчил один из авторитетных кинофорумов страны нашему кино и нашему зрителю?
Сильный конкурс состоялся в программе неигровых фильмов: было жаль, что всем достойным внимания и наград лентам «статуэток» не хватит. Максиму Якубсону присуждён Приз имени Саввы Кулиша за фильм «Зодчие города Солнца» об архитекторе эпохи советского конструктивизма Иване Леонидове. Диплом за лучший дебют получил «Тихий океан» Анны Шишовой. В ленте Владимира Эйснера «На отшибе» социальный репортаж преломляется в размышление на тему: почему мы так плохо живём, хорошо понимая, что живём неправильно? В драматичной роуд-муви «На свидание к отцу» Виктории Держицкой пожилая дочь погибшего на русском фронте фашиста приезжает на могилу отца. Неожиданно для себя немка встречает в простых русских людях сочувствие, поддержку и пытается понять, как же они смогли пережить тот ужас, не ожесточиться и простить…
Лучшим документальным фильмом выборгского конкурса признана картина Михаила Павлова «Ждём, надеемся, не верим…». Липецкая область, как слепок современной России: свои мученики, поэты, герои, алкоголики, спортсмены, строители межконтинентальных ракет. Где сегодня люди черпают оптимизм, в чём находят смысл своей жизни, за что погибают и благодаря чему живут – вот вопросы, которые волнуют авторов картины.
В основном конкурсе авторское кино было представлено четырьмя картинами. Большинство же лент, что называется, вписалось в мейнстрим. К таким фильмам принято априори относиться снисходительно. Ведь сделать крепкий жанровый продукт для массовой аудитории – не только сложнейшая задача, а настоящая ахиллесова пята российских киношников. Однако при спорности отдельных сюжетно-постановочных деталей в целом можно сказать, что картины удались. А лирическая ретрокомедия «Пять невест» Карена Оганесяна получила «Золотую ладью» в конкурсе зрительских симпатий.
Фестиваль очень внимательно относится к режиссёрам, делающим свои первые шаги в кино: дебюты составили почти половину конкурсных лент. Приз гильдии киноведов и кинокритиков получил Андрей Зайцев за картину «Бездельники», выстроенную на сюжетных поворотах ранних песен Виктора Цоя, малоизвестных даже фанатам.
Сценарист культового «Бумера» Денис Родимин дебютировал в режиссуре картиной «Чужая мать», снятой по собственному сценарию. История женщины, которая ценой собственной жизни спасает обречённую на заклание дочь-наркоманку от пояса шахидки. Камерная психологическая картина идёт по пути античной трагедии, задавая вопрос: виновна ли мать в том, что принесла в мир зло? Евгения Добровольская в роли матери удерживает зрителя на высочайшей ноте сопереживания. Примечательно, что в одном конкурсе сошлись картины, где Добровольская изначально приглашалась на очень похожие роли. От предложения продюсеров картины «Дом ветра» актриса в своё время отказалась. В основу фильма лёг реальный случай, который режиссёр Вячеслав Златопольский сравнивает с историей библейского Иова: несчастная мать, потерявшая родного сына в армии, берёт на себя заботу о неизлечимо больном мальчике, пытаясь скрасить и продлить его жизнь. Измученная неравной борьбой героиня в конце концов восстаёт против безучастности Бога, отнявшего у неё всё, и требует чуда… Исполнительница главной роли – Полина Кутепова была удостоена Приза имени Станислава и Андрея Ростоцких.
Режиссёр Владимир Мирзоев, доказывая «киногеничность Пушкина» и протестуя против принятого «помпезного, костюмно-академического варианта», превалирующего в постановках произведений поэта, представил свою версию «Бориса Годунова». Перенос событий классического произведения в наше время, мягко говоря, трюк не новый: Борис Годунов потягивает коктейль из водки с молоком, патриарх тренируется на велотренажёре, Гришка Отрепьев ездит на танке… Бутафория активно отвлекает от повествования – режиссёрские придумки сами по себе, возможно, и понравились бы шутнику Пушкину, но к историческим хроникам поэт относился всё-таки с должным уважением. А Мирзоев изменил не только эстетику времени, но и социальный статус заглавного персонажа, низведя самодержца до уровня крутого бизнесмена. Проводя параллель между временами, режиссёр не без пафоса подводит зрителя к элементарному сравнению: дескать, времена и нравы всё те же. Но произведение Пушкина – не обо всех и каждом, а о вполне конкретном периоде русской истории. Если хочется рассматривать нравы вне контекста, то при чём здесь Пушкин и Годунов?
Картина Ахима фон Бориса «4 дня в мае» о немецких сиротах и советских разведчиках, встречающих конец войны под крышей детского дома в северной Германии, по утверждению создателей фильма, основана на реальных событиях и вызвала весьма неоднозначную реакцию публики: одни были искренне возмущены, другие растроганы. А жюри присудило ей свой спецприз и «Золотую ладью» в конкурсе «Выборгский счёт».
Драму «Земля людей» Сергей Говорухин снял по собственной повести. Поставленный перед выбором «карьера или любовь», писатель не в состоянии разрешить этот конфликт – слишком идеалистически воспринимает он окружающую действительность, диктующую творческому человеку циничные правила, которые делают сам процесс творчества невозможным.
Фаворитом киносмотра стала картина Славы Росса «Сибирь. Монамур», получившая и приз за режиссуру, и главный приз – за выдающееся актёрское мастерство. Пётр Зайченко, снявшийся сразу в двух конкурсных лентах «Сибирь. Монамур» и «Дом», явил столь высокий исполнительский уровень, что впервые за всю историю фестиваля «Окно в Европу» высшая награда досталась не фильму, а актёру. Председатель жюри, режиссёр и оператор Михаил Агранович перед церемонией награждения всех предупредил о нестандартном выборе победителя, поскольку, по его мнению, явных претендентов в конкурсе не оказалось. Когда же интрига была раскрыта, президент фестиваля Армен Николаевич Медведев назвал присуждение главного приза «соломоновым решением».
Вне конкурса в программе «Гала-премьеры осени» были показаны яркие и неоднозначные картины: «Охотник» Бакура Бакурадзе, «Елена» Андрея Звягинцева, «Безразличие» Олега Флянгольца, «Упражнения в прекрасном» Виктора Шамирова, сделанное в феллиниевском духе, гротесковое «Шапито-шоу» Сергея Лобана и комедийная мелодрама Авдотьи Смирновой «Два дня» (занявшая первое место в зрительском конкурсе «Выборгский счёт»).
Фильм закрытия фестиваля «Жила-была одна баба» Андрея Смирнова, вернувшегося в режиссуру после 30-летнего отсутствия, собрал аншлаг. Идея сделать картину о гибели русского крестьянства родилась у режиссёра почти четверть века назад. Простую историю про то, как «Жила-была одна баба», можно аллегорически считывать как историю о том, как жила-была одна деревня, а дальше – жила-была одна страна… В финале праведный потоп смывает с лица земли людей. Но это не те голливудские постурбанистические страшилки, а зелёное раздолье, красота, которой человек больше не нужен… Картина удостоена приза президента фестиваля.
С фейерверком отметили 70-летие Романа Балаяна. Знаменитый режиссёр, живущий на Украине, – редкий и желанный гость. На творческом вечере он поделился с публикой своими впечатлениями: «Если бы мне предложили экранизировать что-то из классики и дали бы деньги, я бы с радостью снял Чехова, в первую очередь – любой рассказ! Конечно, условно любой… Классика выверена временем, однако продюсерам сейчас это не интересно. А зрителю нужно то кино, которое идёт на всех экранах. Все желания чего-то более высокого и интересного перекрыты жеванием попкорна. К сожалению, кино не может его заглушить, для этого нужен другой уровень звука… Сейчас время антигероев, они – во всех фильмах, только неярко выражены, так же как и все остальные. Интеллигенция прогнулась под властью денег – жизнь такая стала. Сегодня убили этого, завтра – того… Ну пойдите чуть дальше! Есть же люди, которые к чему-то стремятся, о чём-то мечтают. Снимите фильм о человеке, который стремится к большему. И даже необязательно, чтобы герой был удачлив. Есть масса людей, которые по-тихому счастливы…»
Событием стал вечер музыкальной поэзии «Я ловил ощущения», посвящённый 80-летию со дня рождения Микаэла Таривердиева. Отмечен был и ещё один своеобразный юбилей. Картина Вадима Абдрашитова и Александра Миндадзе «Плюмбум, или Опасная игра» вышла на экраны четверть века назад, став знаковой для 1980-х. На круглом столе «Перестройка в кино. 25 лет спустя – надежды и свершения» этот фильм олицетворял собой нечто большее, чем выдающееся явление в отечественном кинематографе: метафора о благих намерениях предрекла тогда перестроечный ажиотаж.
За неделю в рамках фестиваля было показано 14 игровых, 16 документальных и 18 анимационных картин. И на финише этого киномарафона члены жюри всех трёх конкурсов признались, что оказались в очень непростой ситуации: слишком очевидные различия в качественном уровне картин стёрли критерии, по которым их следовало оценивать. Так называемое коммерческое кино живёт по своим законам и не может конкурировать с авторскими фильмами, для которых, по устоявшимся правилам, серьёзные фестивали и предназначены. Но «Окно в Европу» следует своей концепции – представить российское кино во всём его многообразии. Поэтому фестивалю, как нам кажется, отчасти удалось избежать депрессивного тона, превалирующего в современном российском кино, где всё ещё сохраняется ситуация противостояния не особо заинтересованного государства в развитии киноиндустрии и кинематографистов с их непобедимым желанием работать. Как сказал в своё время Феллини, «мы продолжаем строить самолёты, когда аэродромов уже нет»…
, ВЫБОРГ–МОСКВА