В романе Ярослава Гашека «Похождения бравого солдата Швейка» дан блестящий пример того, как человека запросто можно лишить выбора. Один персонаж утверждал, что «ни за что ни про что человека не вешают». На что Швейк заметил: «В мирное время, может, оно и так, а во время войны один человек во внимание не принимается. Он должен пасть на поле брани или быть повешен дома! Что в лоб, что по лбу».
На телевидении идёт отчаянная война: за рекламодателя. В ход идёт проверенное оружие: насилие, унижение, разрушение – на фоне грабительских кредитных карт, зубов – белых, как унитаз, и порхающих прокладок. Зритель напрасно щёлкает кнопками пульта: что в лоб, что по лбу. Теорема Швейка работает.
24 часа в сутки ТВ приказывает нам: ГОВОРИ КАК ВОР! ОДЕВАЙСЯ КАК ВОР! ХОДИ КАК ВОР! ДУМАЙ КАК ВОР! ЖИВИ КАК ВОР! И как финал-апофеоз – признание в ток-шоу: ВСЕ МЫ – ВОРЫ! Героизация вора уже проделала путь от «Радио-шансон» до «ТВ-шансон». Грань между хроникой и сериалом стирается на глазах. ТВ узаконило воровской образ жизни. Воровство подаётся как норма жизни, если не прямая обязанность гражданина. Осталось сделать шаг до референдума о внесении в текст Конституции неотъемлемого права человека воровать и быть обворованным.
Последний изыск телевидения в отчаянных поисках места, которое ещё не облизано у рекламодателя, – вывернутый наизнанку тюремный быт в виде сериалов НТВ «Зона» и Платина».
Их создатели явно спутали гвоздь с подушкой. Тюрьма придумана не для жулья. Тюрьма придумана для честных граждан, чтобы избавить их на некоторое время, например от кавказских воров-гастролёров, практикующих на московских улицах национальный вид спорта «бег с барсеткой».
Вопреки утверждению авторов, сериалы «Зона» и «Платина» не отпугивают от острожной муки. Они и не рекламируют зону – но стали бы, появись рекламодатели, предлагающие «новый вкус чифира», «элегантные заточки» и «кредит для подкупа контролёра». Страшное в том, что эти сериалы воспитывают в зрителе привыкание к нечеловеческим отношениям. Пропадает аллергия на несвободу.
Позиция авторов предельно проста и выражена в словах режиссёра «Зоны» Петра Штейна: «Это вообще глупейшая позиция – говорить, что телевидение может воспитать».
ТВ празднует победу блатного мышления над гражданским во всём: в речи, музыке, фильмах и сериалах, морали, одежде, поведении. Что свидетельствует о двуличии телевидения, называющего себя «демократическим». Птенцы из гусиного гнезда с восторгом полились в патронатную семью «Газпрома», встали на крыло, и теперь от их лицемерного клёкота спасу нет.
Кому понадобились «Зона» и «Платина»? Понятно, то не заказ армии криминальных братков, нуждающихся в пополнении.
Мы имеем дело с КРИМИНАЛИЗАЦИЕЙ СОЗНАНИЯ, выросшей на прогнившей почве неверия, когда честная работа «западло», а жизнь за счёт других возводится в принцип. Когда идеал девушки – содержанка, а молодого человека – деньги без труда.
Криминализация сознания требует своего фольклора и антуража. И тогда кончина малоизвестной приблатнённой певички становится «темой номер один» во всех СМИ, а гибель прекрасного драматического актёра остаётся незамеченной.
Свобода доступа СМИ спровоцировала бунты в колониях, когда разогретые просмотром «тюремных» сериалов подростки громили классы и спортзалы. Колонистам не нужны классы, им хочется воровской романтики – красивой, как в кино. А всё потому, что толпа склонна только миф воспринимать как истину.
Наше ТВ делают не воры, а специалисты по СМИ. У них отсутствует воровская мораль, потому что у наших телевизионщиков ВООБЩЕ НЕТ МОРАЛИ. Только полностью равнодушные и бесчувственные люди могут создавать такие сериалы. Неравнодушный человек тронется умом. Создатели сериалов «Зона» и «Платина» не станут сами грабить по ночам. И не пойдут на «зону». Они трусоваты и малообщительны. Они ДЕЛАЮТ ДЕНЬГИ на криминализации сознания.
Сайт сериала «Зона» утверждает, что «тема тюрьмы так или иначе как с той, так и с другой стороны решётки касается почти каждого из нас». Но не срабатывает утверждение, что «у нас все там сидели, сидят или будут сидеть», и потому, дескать, всем интересен тюремный быт. Каждый из нас по нескольку раз в день посещает отхожее место. Но это не значит, что мы должны демонстрировать сериалы о том, что происходит за закрытыми дверями туалетов, только потому, что «все там сидели, сидят или будут сидеть»!
Смотреть «Зону» на телеэкране – всё равно, что заглядывать в отверстие деревенского нужника. Болезненный интерес к социально-фекальным темам свойствен НТВ: там не первый раз путают телевидение с сортиром.
На Руси испокон веку сочувствовали «несчастненьким» каторжанам, страдальцам, жертвам режима, угнетаемым «жандармами». Но нынешние «несчастненькие» вызывают лишь омерзение.
Ввиду отсутствия у воров высоких целей в жизни – да и нормальной жизни как таковой – им приходится изобретать то, чем прикрыть душевную пустоту. Таким прикрытием стал воровской фольклор, в котором всё – ложь. Лишите вора ложной романтики – и станет ясно, что душа его пуста и никому он не нужен.
Сериалами сорта «Зоны» НТВ помогает вору найти место в жизни, но не перевоспитывая, а подкрепляя воровской фольклор новыми придумками, да ещё с претензией на искусство. Судя по письмам воров, телевидение помогло им душевно окрепнуть и понять, что жизнь воровская не так уж плоха. Сериал они смотрели с интересом, без слёз покаяния, лишь подсчитывая сценарные огрехи. Спасибо НТВ за нашу счастливую «зону»!
Воровать для вора – естественное дело, как чихнуть. Но зачем нам переживать за его воровскую удачу? Он же не сражается за Отечество, не спасает жизни людей, честность и уважительность ему не свойственны, его интересы мелки и суетливы. Но теперь и всех тех, кто на свободе, телевидение пытается уверить в том, что, презрев государственные законы, надо наплевать и на человеческие.
Но если все станут ворами, кто будет делать всё то, что можно украсть? Кто они, эти безвестные? Сериалы НТВ подталкивают людей к тому, что никто не станет заниматься производством, если почётнее – воровать. Где сериалы об учителях, инженерах, врачах, строителях, учёных? Да и остались ли такие? Если верить НТВ – таких уже нет…
Один из создателей «Зоны» утверждает, что «зона» – «общечеловеческая тема, не имеющая географических границ». И ещё: «Это просто люди, попавшие в экстремальную ситуацию». Это не просто люди, это – преступники. И они не альпинисты или спелеологи, попавшие в беду. Они осуждены законом. И вот тут мы пришли к ответу на вопрос: зачем этот сериал? Оказывается, для того чтобы открыть глаза зрителям: осуждение по закону – это не следствие преступного деяния, а просто сложная ситуация, которую надо перетерпеть. Смысл наказания размывается окончательно.
И мы возвращаемся к тому же, с чего начали: ТВ учит нас каждый день, что ВСЕ МЫ – ВОРЫ.
Неужели?