В преддверии важной для нашей страны памятной даты – 80 летия Победы – Российский книжный союз представил серию «Великие книги Великой Победы – должен знать каждый!» и каталог «Книги памяти и Победы. От Великой Отечественной до СВО». О них и о других важных проектах РКС беседуем с его президентом Сергеем Степашиным.
– В чём уникальность, цели, значение серии книг «Великие книги Великой Победы…»? Как проходила работа над проектом?
В прошлом году состоялось заседание Совета по русскому языку (Совета по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов России), где я выступал. Президент Владимир Путин меня поддержал и с учётом празднования юбилея Победы поручил подготовить для школьных библиотек серию книг, посвящённых Великой Отечественной войне. Мы вместе с нашими специалистами подготовили список книг и направили его министру просвещения РФ Сергею Кравцову. Несколько издательств готовы напечатать эти книги по себестоимости – в среднем 270 рублей за книгу, в то время как хорошо изданная книга сегодня стоит 600, а то и 1000 рублей. Всего в серию включены 42 произведения лучших отечественных авторов.
Сегодня федеральная сеть книжных магазинов «Читай-город» отмечает рост интереса к литературе о Великой Отечественной войне в преддверии 80 летия Победы. Продажи книг этой тематики с начала года выросли на 57%. Заметно увеличились продажи изданий поэзии Константина Симонова. В ТОП 10 произведений о войне вошли «А зори здесь тихие…» и «В списках не значился» Бориса Васильева, «Судьба человека» Михаила Шолохова, «Момент истины» Владимира Богомолова, «Июль 41 года» Григория Бакланова, «Прокляты и убиты» Виктора Астафьева, «Молодая гвардия» Александра Фадеева, «Горячий снег», «Батальоны просят огня» Юрия Бондарева, «В окопах Сталинграда» Виктора Некрасова. К сожалению, в этот рейтинг не попала книга, которую я считаю лучшим образцом лейтенантской прозы, – «Мой лейтенант» Даниила Гранина. Но она по праву вошла в серию лучших книг о Великой Отечественной войне.
Назову также книги нон-фикшен, вошедшие в рейтинг: «Война. Мифы СССР 1939–1945 гг.» Владимира Мединского, «Воспоминания маршала» Константина Рокоссовского, «Великая Отечественная война» Александра Монвиж-Монтвида, «Победа в тайной войне 1941–1945» и «Хроника тайной войны и дипломатии 1938–1941» Павла Судоплатова, «Воспоминания о войне» Николая Никулина, «Нас называли ночными ведьмами» Ирины Ракобольской, Натальи Кравцовой, «ГРУ на острие победы. Военная разведка СССР» Владимира Лота.

– Какие ещё задачи решает сегодня Российский книжный союз?
– На том же заседании совета я рассказывал президенту про книжные ярмарки, фестивали, которые мы проводим и которые уже стали традиционными во многих регионах страны. Я попросил президента, чтобы он дал поручения губернаторам (что он и сделал) организовать в этом году во всех субъектах России книжные ярмарки и фестивали, посвящённые 80 летию Победы. Они пройдут в Москве, Санкт-Петербурге, Уфе, Казани – во всех субъектах страны, в том числе в Луганске и Донецке. Литература будет представлена разная, но основным направлением станут книги, посвящённые Великой Отечественной войне и Победе, а также специальной военной операции. На эту тему появилось очень много книг, в частности, отмечу роман «Собиратели тишины» Дмитрия Филиппова.
Ещё РКС вместе с издательством «Вече» выпустил масштабный историко-литературный проект – Единый каталог «Книги памяти и Победы. От Великой Отечественной до СВО». В него вошли 800 книг 60 издательств, выпущенных в последние несколько лет. 650 книг посвящены Великой Отечественной войне (проза, поэзия, мемуары, детская литература). А событиям СВО – 150 книг. Среди них не только стихи более 200 поэтов России, но и произведения таких мастеров прозы, как О. Рой, Н. Иванов, З. Прилепин, А. Проханов, А. Шорохов, Д. Филиппов, А. Долгарева, Д. Туленков, С. Бережной, А. Можаев, и многих других. Электронную версию каталога мы уже разослали в библиотеки страны, а печатный вариант будет презентован в мае на Санкт-Петербургском книжном салоне.
– На XI съезде РКС, проходившем в конце прошлого года, особое внимание было уделено детской литературе. Какая ситуация сегодня в этом секторе?
– Недавно Елена Ямпольская (советник Президента Российской Федерации, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по реализации государственной политики в сфере поддержки русского языка и языков народов Российской Федерации. – Ред.) возглавила Экспертный совет по детской книге, созданный при РКС. В него войдут порядка 40 экспертов. Это представители вузов, институтов образования и школ, библиотечной системы, издательств, выпускающих литературу для детей и юношества, детских журналов, конечно же, детские писатели и иллюстраторы, методисты и литературные критики. Мы хотим проанализировать детскую литературу, представленную в магазинах, – в основном она неплохая, но примерно на 90% это книги моего детства: Чуковский, Маршак, Бианки. Современных российских писателей мало…
В своё время у нас была подготовлена программа поддержки детского чтения. Мы анонсировали её, Дмитрий Медведев, будучи председателем правительства, её поддержал и концепция программы была утверждена постановлением. И на этом всё закончилось. Сегодня мы вновь вернулись к данной теме, теперь уже с Владимиром Мединским, возглавившим Союз писателей России. Смысл поддержки в том, чтобы снять с детской литературы налог на добавленную стоимость, чтобы она была более доступна. Необходимо также поднять статус отечественных детских писателей, чтобы они стали узнаваемыми и любимыми. В России, кстати, как ни странно, и профессии «писатель», оказывается, нет. Люди даже на пенсию не могут себе заработать. А в Советском Союзе к писателям, особенно при самом главном читателе – Сталине, относились хорошо. Вновь возвращаемся к этой теме, президент нас поддержал.
– Сейчас, конечно, время очень сложное…
– А когда оно было простое? Я считаю, самое хорошее время в нашей стране – это 60-е годы. Я тогда мальчишкой был ещё, во многое верил. Уже неплохо жили, мы наконец-то из коммуналки перебрались в хрущёвку, в Ленинграде было достойное продовольственное обеспечение, люди дружные все были, настроение хорошее. Я ходил на спектакли в великий товстоноговский БДТ! Плохо играл, правда, ленинградский «Зенит», но это не особенно расстраивало… Я уж не говорю про космос, про Гагарина, про спорт. И не думали, что будет война. Сейчас непросто ещё и по этой причине.
– В наши дни очень много разговоров ведётся о книгах, о том, как регулировать отрасль, высказываются самые разные точки зрения, на страницах «ЛГ» продолжается большая дискуссия об ответственности писателя. Как избежать разнузданности, с одной стороны, и излишней жёсткости, с другой?
– Должна быть ответственность тех, кто издаёт книги. Иногда выходят издания, которые я бы просто в руки не стал брать, а тем более читать. Это тот случай, когда деньги пахнут.
Елена Ямпольская предлагает принять закон о регулировании издательской отрасли и поручить это РКС как общественной организации. Кстати, по сути дела такое поручение по гармонизации правоприменения в издательской сфере нам уже дал Путин. Мы создали представительный Экспертный центр, который анализирует книги на соответствие законодательству РФ. И если в отношении какой-то книги поступают сигналы, то мы – специалисты, эксперты – её рассматриваем и даём рекомендации издательствам членам РКС доработать сомнительный фрагмент с автором либо снять книгу с продажи. Мы не можем приказывать, не будем изымать издание, не наше это дело. Мне представляется, что на данном этапе такой вариант вполне логичен. Мы даём рекомендации убрать с полок книги, которые нарушают законодательство РФ, и издатели всегда идут нам навстречу. А то, что «ЛГ» выносит данный вопрос на общественное обсуждение, – это правильно.
– И такой вопрос, может быть, из разряда футурологических. Размышляя о нынешнем времени (когда на Россию оказывают беспрецедентное давление извне), я полагаю, что возможны два варианта развития событий. Или нас ожидает огромный самозащитный всплеск культуры, или возникнет психологическая усталость и человек уйдёт в некий «внекультурный» образ жизни. Каков ваш прогноз? Меня многие называют безнадёжным оптимистом, но я думаю, что будет всплеск.
– Я с этим согласен, книга никуда не денется. Мы другая страна, у нас другая культура на генном уровне, библиотека дома, а не цветной телевизор – вот что было предметом гордости. Это первое. Второе – это сначала привычка, а потом тяга к чтению. Сейчас читают. Кстати, когда случилась пандемия, мы наблюдали всплеск интереса к книгам… Оказавшись в неком замкнутом пространстве, люди снова стали читать. Давить нас всё равно не перестанут, поэтому – будем читать! Я вспоминаю, как ходил в литературный кружок, мы ставили спектакли. У нас была учительница Ирма Вильевна Розенберг, из прибалтийских немок, настоящий русский православный человек, она сразу нам сказала убрать учебники с готовыми выводами. Учительница нам много рассказывала, мы читали, играли, ходили на спектакли, смотрели, в частности, «Три сестры» с Дорониной, Юрским…
И, конечно, многое зависит от родителей. Очень легко, даже по речи, по образу мышления, отличить ребёнка, который читает книги, от того, который их не читает. И, разумеется, большую роль играет школа, школьная библиотека, особенно в небольших населённых пунктах – там нет книжных магазинов. Поэтому мы сейчас занимаемся школьными библиотеками тоже.
– Что ждёт в ближайшее время наших граждан? Мы знаем, что скоро – Санкт-Петербургский книжный салон, в Москве – «Красная площадь»… Какие планы у РКС на ближайшее время?
– Что касается фестивалей, то, безусловно, мы проведём их по всей стране. Будет уделено внимание поддержке детской литературы. Также мы сейчас очень много делаем для наших освобождённых территорий, там действительно нуждаются в книгах. Я своими глазами видел те книги, по которым раньше учили русских людей на территории Украины, в том же Мариуполе. Ужасно... Поэтому мы поставили перед собой такую амбициозную задачу, которую поддержал наш президент. В прошлом году в публичные и школьные библиотеки Запорожской, Херсонской, Луганской и Донецкой областей РКС отправил три миллиона книг классической и современной русской литературы.
Ну и последнее. Да, есть понятие «патриотизм», идут военные действия, необходимо воспитание. Но это не означает, что должно быть место и мракобесию, и спекулянтам, которые пытаются сделать себе политический имидж.
– «ЛГ» тоже отправляет литературные десанты на освобождённые территории, мы часто выступаем в библиотеках, и я уже видел плоды этой акции, которую там с нетерпением ждали, – благодаря ей некоторые библиотеки в Донецке выглядят даже лучше, чем некоторые библиотеки в Москве. Мы не должны ограничивать им доступ к русским книгам. У них есть право самим выбрать и разобраться в том, что они хотят читать. Поэтому я считаю, что список, который в итоге составили, был очень грамотным – в него вошли самые интересные и разнообразные книги.
Беседу вёл Максим Замшев