В первые месяцы после начала СВО «ЛГ» не раз писала о переменах на ТВ. Многие программы были приостановлены, в некоторых заменены ведущие, серьёзно увеличилось количество военно-политических ток-шоу. Они и сейчас доминируют в эфире. Тем не менее большая доля эфира осталась у развлекательного вещания. И оно постепенно возвращает свои позиции. Мы откликались на изменения в сериальном репертуаре и на появление новых передач…
На Первом появилась программа «РЭБ», потом вместо неё – духоподъёмный цикл «Свои», где зазвучали стихи и песни, рождённые на Донбассе, появились люди, которых ранее к телеэкрану не подпускали. А потом «Своих» не стало. Показалось, что телевизионное начальство, с начала 90-х относившихся к патриотизму как к чему-то безнадежно устаревшему, не хочет или не может перестраиваться на военный лад. Вспомним, какие сериалы об ужасной России (дореволюционной, советской и постсоветской) показывались на протяжении многих лет – кровавые правители, криминальный кошмар – ничего светлого, светлы только лики телеведущих, возглавляемых корифеем с американским паспортом, изобличающим Россию в недостатке демократии. Немудрено, что от нашей страны всё более отворачивалось русскоязычное население ближнего зарубежья.
Особенную роль в ухудшении отношения соседей к России сыграли наши «народные» передачи вроде «Пусть говорят» и «На самом деле». Там обсуждались «свинцовые мерзости русской жизни»: неверные мужья, брошенные жёны, внебрачные дети, измены, изнасилования, убийства – ужасающие скелеты в шкафах, которые телевизионные чёрные копатели находили у столичных знаменитостей и у моральных уродов из провинции. И эта пакость выносилась на всероссийское обозрение. Каналы (так и подмывает сказать – канальи) соревновались за первенство в этом грязном деле. Цель такого развлекательного ТВ – не выяснение истины, тем более не пропаганда знаний, достижений, служения Отечеству и не прославление реальных героев, а тупо – деньги. Но пока продюсеры мерялись рейтингами и подсчитывали доходы, складывался отвратительный образ нашей страны.
После начала СВО казалось, что ничего этого гадкого и пошлого, уродующего души, унижающего национальное достоинство, на наших экранах больше не будет, а родится новое, очистившееся, так сказать, в горниле войны телевещание, которое будет служить народу… Однако «Своих» прикрыли – видимо, на их фоне стало понятно, кто на самом деле на ТВ свои.
Сейчас удивительно видеть, как те же «эксперты», что использовались в «На самом деле» (они допрашивали подозреваемых: например, изменяли ли вы мужу, от него ли дети?..) перетекли в новую сатирическую передачу, изобличающую врагов России, – «Куклы наследника Тутти». К ведущей Марии Бутиной претензий нет, но у неё в студии так много ассистентов из «довоенного прошлого» с соответствующим бэкграундом упомянутой передачи. Когда хирург, руки которого не отмыты от грязи, берётся препарировать, выводить на чистую воду какого-нибудь враждебного политика, ему не очень веришь – часто получается обратный эффект.
На Первый вернулось «Мужское и женское». Сделано это было элегантно, ведущая Юлия Барановская съездила в зону боевых действий, и первые сюжеты передачи после возвращения, посвящённые теме СВО, были очень хорошими, но потом всё вернулось на круги своя. Опять отвратительные герои и сюжеты вроде недавнего о многодетной алкоголичке, убившей своего мужа, или о коварных пластических хирургах и их знаменитых жертвах, у которых новые импланты плохо приживаются, и всё это с руганью, а подчас и с мордобоем.
Вернулось, как будто нет боевых действий, как будто не уходят будущие и настоящие мужья на фронт, и телевизионное брачное агентство «Давай поженимся». В нём разукрашенные красавицы ищут спутников для счастливой жизни. Лариса Гузеева – проницательная, умная ведущая – справедливо костерит дамочек и кавалеров, если они нагло врут или ведут себя непотребно, но сейчас, когда столько разрушенных семей и судеб, настоящих драм, подобный гламур абсолютно неуместен... Да, простодушные патриоты из «Своих» на таком фоне – чужие.
Но вот на «России 1» появились «Наши».
Передача о тех, кого раньше на нашем ТВ очень не хватало, – о просто хороших людях, о перенесённых ими страданиях, о тех жертвах, которых от них потребовали нынешние исторические обстоятельства.
Формат обыкновенный: ведущие Дмитрий Харатьян и певица Юта (Анна Осипова), которую многие впервые увидели на Первом как раз в программе «Свои», расспрашивают гостей эфира о том, что им пришлось пережить в связи с СВО, как изменилось их существование, как изменились они сами. В первом выпуске это была семья красноярского священника, внешне похожего на рафинированного московского интеллигента. Но ситуация у него совсем не столичная. Батюшка рассказывал, как пришёл к вере, как встретил свою жену, матушка говорила о своих сыновьях, которых они с супругом старались воспитать правильными людьми. И воспитали. Старший после начала СВО решил отправиться на Донбасс добровольцем, что стало для родителей полной неожиданностью. Хорошо быть патриотом на словах, а когда твоё дитя едет в зону боевых действий? Родители честно рассказали, как трудно им было принять решение старшего сына, а потом и средний, учившийся на врача, последовал за старшим. Это перевернуло жизнь родителей. Вспоминая об этом времени, они плакали. Священник сказал, что зато он теперь понимает, как надо разговаривать с прихожанами, сыновья которых воюют, а матушка говорила о том, что она и многие другие матери стали делать, чтобы помочь нашим солдатам. Открытие, которое они сделали: оказывается, легче переносить свою боль, свою тревогу, если начать помогать другим.
Следующими героями стала музыканты из Мариуполя, женщины из Союза матерей Донбасса, которые стали заниматься рискованной волонтёрской деятельностью, в другом выпуске в центре была удивительно энергичная крымчанка, которой благодаря помощи множества людей удалось вытащить своего мужа из киевской тюрьмы, – теперь они оба тоже «волонтёрят».
Тронула история благополучной семьи: красавица-жена, двое детей-школьников, всё хорошо, и вдруг немолодой уже глава семьи оставляет свой успешный бизнес, семью и едет на Донбасс. Потому что не может иначе. Жизнь семьи без её главы разладилась, дочь не хочет идти в школу, сын замкнулся, жена, привыкшая, что заботливый муж всегда рядом, в депрессии. В передаче показали старшую сестру солдата, с которой он давно не виделся, она в видеописьме говорит брату: «Только возвращайся живым! Не лезь никуда, как ты можешь, я тебя знаю! Всё это подлинно и потому берёт за душу. Телевизионщики показали встречу героя передачи, пятидесятитрёхлетнего добровольца, с семьёй, когда он наконец приехал в отпуск, и тут вспомнилась советская передача «От всей души» (и ведущая Юта стала чем-то похожа на Валентину Леонтьеву), только в «Наших» речь идёт не о встрече ветеранов давно прошедшей войны, а о том, что происходит здесь и сейчас.
Удивительно, как СВО преображает людей.
Одна из героинь цикла, Екатерина Мартьянова, сказала: «Если ты делаешь добро, если ты помогаешь людям, то в тебе живёт Бог.»
Обыкновенные хорошие люди, и у нас таких очень много, однако, что удивительно, на экране таких мы видим мало. Но от того, что они есть, на душе становится спокойно и светло.
Патриотизм – не разовая акция, а состояние души. Источником, побудительным мотивом для создания каждой передачи должно быть желание помочь своему народу, стране. Это и есть любовь к родине.