Минуло десять лет с момента гибели моего соратника и друга Дмитрия Георгиевича Варварина. В центре Петербурга, около Тучкова моста, примерно в семь вечера он поставил машину на стоянку и пошёл домой. У него всё было в порядке, бизнес-конфликтов не было. И потому он ничего не опасался, ходил без охраны. А изображать крутизну он не любил – был и без того успешным и гордым человеком. Убийца выстрелил сзади в упор, в затылок – у всех на виду. Оружие не бросил – с ним и ушёл…
Мать не выдержала трагедии и прожила после этого менее года. Отец жив и сейчас, хотя болеет. Низкий ему поклон. Выросли за это время дети – дай им Бог счастья. Практически публичное убийство в центре Питера за десять лет так и не расследовано.
Почему я пишу о Дмитрии Варварине, – только потому, что он был моим другом? Незаурядный был человек. Он умел быть успешным в нашем растленном обществе и государстве, никто не мог его обвинить в том, что он неудачник. Но он хотел жить в обществе и государстве другом. Не за рубежом, не в Лондоне, а здесь, у себя на Родине. Именно поэтому мы оказались рядом. Но общество и государство не захотели быть другими.
А недавно мне довелось участвовать в дискуссии о современной литературе. Было интересно послушать уважаемых писателей. Но сейчас об одной прозвучавшей там мысли. Может ли художественный вымысел конкурировать с валом реальных и одновременно немыслимых событий, мгновенно доносимых до нас электронными СМИ?
Действительно, правоохранители ловят граждан и устраивают из них «живой щит» – разве кто-то мог бы это выдумать?
Или: лукойловский «мерседес» не просто выезжает на встречную полосу и таранит маленький «ситроенчик», но тут же поступает команда стереть несколько десятков записей аварии, а всё начальство дружно врёт, что в этом месте записи не велись. Команда поступает неизвестно от кого и не известно кому, но тут же исполняется. Вот это вертикаль! Попробовал бы кто-нибудь такое придумать…
А ведь к этому для единства сюжета надо добавить ещё и прощение ранее нашим правительством Ираку нескольких миллиардов долларов долга – якобы это должно было окупиться тем, что наши компании смогут добывать в Ираке нефть. И как мы теперь все рады за ЛУКОЙЛ – за его право разрабатывать «Западную Курну-2»! И за то, что у них теперь есть деньги на мощные, тяжёлые, но одновременно и скоростные «мерседесы», такие, на которых не страшно вылететь на встречку и поубивать всех этих мелких, не успевающих вовремя сторониться. А заодно, надо понимать, теперь хватает денег и на команду наверх, чтобы дали команду вниз – стереть записи камер наблюдения.
Но реальность поражает не только масштабом беспредела, но и степенью порой просто абсурдности происходящего. Так, СМИ сообщили, что МВД предложило не продавать оружие самообороны тем, кто пойман на употреблении наркотиков… дважды в течение одного года. Что ж, тогда логично и что серийному педофилу наши судьи дали недавно условный срок. Он, наверное, занимался своими «забавами» нечасто – не чаще раза в неделю. Да и в отношении дочери председателя Иркутского избиркома, сбившей джипом двух женщин на тротуаре и даже не попытавшейся поинтересоваться их состоянием, дело никак не возбуждалось – она ведь пока убивает прохожих не чаще, чем раз в месяц.
С другой стороны, чему удивляться, если в Совете Федерации заседают сенаторы, которых ловят на воровстве более двухсот миллионов долларов (дело замминистра финансов Вавилова, теперь сенатора от Пензенской области) не чаще, чем раз в десять лет, – период, необходимый для освобождения от наказания за истечением срока давности…
Конечно, литература – это не только сюжет, но и мотивы, мысли, чувства героев. И здесь простор для творчества остаётся. Например, что за «борсеточников» уж так рьяно ловили на МКАДе? Литератор домыслит: тут не простые люди месяцами уговаривали милицию возбудить дело. Нет, чья-то, скажем мягко, деваха хватилась украденной сумочки – и давай звонить папику. Возможно, тому же самому, что только что «рассекал» по встречке на Ленинском проспекте. И по той же схеме, что и с записями видеокамер, – команду наверх, чтобы те спустили команду вниз. Да ещё и пообещали отличившимся кусок в награду. И вот уже каково милицейское рвение!
Что же касается исследования мыслей и чувств, то здесь беда. Общество деградировало, и, похоже, исследовать особенно нечего. Ни у исполнителей, кто стирал записи, ни у тех, кто строил «живой щит», ни у отдающих им команды… Всё просто, как дважды два – четыре. А всё, что сложнее, я уж не говорю о том, чтобы с зачатками совести, отторгается и выбрасывается. Как десять лет назад был выброшен из жизни мой друг Дмитрий Варварин.
И тогда проблема не в том, что вымышленные события бледнеют на фоне реальных. Проблема в том, что в жизни одноклеточных нечего исследовать. Нет человека – и нет проблемы.
Хотя, может быть, я и не вполне прав – это во мне боль и обида говорят. Я эти десять лет прожил наполненно и интересно. И Варварин мог бы прожить, увидеть детей взрослыми. И убитые на площади Гагарина женщины-врачи могли бы жить, помогать людям, приносить счастье близким. Их мысли и чувства, это совершенно точно, несопоставимо ценнее, чем пустота в душах целого организованного сообщества убийц и их укрывателей.
И главный вопрос сейчас уже не в том, кто был за рулём лукойловского «мерседеса» – водитель или пассажир? И если водитель, то даже не вопрос, принуждал ли его пассажир выехать на встречную полосу? Хотя по опыту знаю, что водитель делает то, что от него требуют… Это преступление, и за него конкретные убийцы должны сидеть в тюрьме.
Несопоставимо более серьёзное преступление – тщательно организованное сокрытие и уничтожение вещественных доказательств. Вот что должно расследоваться всеми силами общества и государства.
Если нам этого добиться удастся, то, может быть, их «дважды два» однажды всё-таки не сложится.
Код для вставки в блог или livejournal.com:
Наши жизни и их «дважды два»Минуло десять лет с момента гибели моего соратника и друга Дмитрия Георгиевича Варварина. |
КОД ССЫЛКИ: |
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции