Вынесенные в заголовок слова из знаменитого стихотворения Ольги Берггольц – о таких людях, как Николай Бричук. Ветеран Великой Отечественной, участник обороны Ленинграда, Николай Владимирович в этом году отметил своё столетие. Он подрывался на минах дважды – сначала на второй день войны, 23 июня 1941 г., а затем – 28 августа 1941 г., во время трагического Таллинского перехода.
Наш герой родился 18 марта 1921 года в Одессе, в семье казака-сотника, участника Первой мировой и Гражданской войн. «Отец у меня был боевой, – вспоминает ветеран, – заслужил два Георгиевских креста. Уважали его». Поэтому, наверное, неудивительно, что и Николай намеревался связать свою жизнь с военным делом. В 1939 году его призывают в армию и по комсомольскому набору направляют на Балтийский флот, в Кронштадт, в школу оружия. Окончив обучение, Бричук остался служить в отделении торпедных электриков на эскадренном миноносце «Гордый».
Как вспоминает Николай Владимирович, во время Финской войны их готовили к десанту по льду одноимённого залива. Однако боевые действия закончились быстрее, чем эти планы осуществились. Предвоенный период был напряжённым, в середине июня 1941-го немцы и финны почти в открытую стали минировать Финский залив. Наши не пресекали эти действия. Только фиксировали.
Врага встретили в море
В начале Великой Отечественной эсминец «Гордый» находился в Риге. На воскресенье на корабль планировался визит членов правительства республики, однако ночью прозвучала боевая тревога, и вместо торжественной встречи надо было выходить в открытое море навстречу врагу. 23 июня «Гордый» подошёл к подорвавшемуся на мине судну, взял на борт уцелевших членов его экипажа, но тут же подорвался сам. Николай Владимирович вспоминает: «Только мы отошли – и взрыв. Меня контузило. К счастью – легко». А «Гордый» отбуксировали в ремонтные доки Таллина.
Боевые будни июля-августа 1941 г. были у Бунчука связаны с тяжёлой работой на Балтике в запальной команде минёров, а также с участием в обороне Моонзундского архипелага и столицы Эстонии. В двадцатых числах августа Таллин и Балтийский флот готовили к эвакуации. Времени не хватало. Немцы наседали. Сил 8-й армии, сдерживавших немцев, явно было недостаточно. Тогда на «Гордый» прибыл лично нарком флота Николай Кузнецов. Матросы построились на верхней палубе. «Нам нужно хотя бы на день задержать немцев, чтобы мы были готовы выйти в море, поэтому мы обращаемся к вам. Добровольцы – вперёд!» – воскликнул Кузнецов. Все как по команде сделали шаг вперёд.
Героизм моряков, солдат 8-й армии и таллинских рабочих позволил выиграть время. 26 августа началась эвакуация. Особую заботу проявили о крейсере «Киров» – именно на нём эвакуировались Военный совет КБФ и члены правительства Эстонии. Слева «Киров» охранялся эсминцем «Яков Свердлов» (бывший «Новик»), справа – эскадренным миноносцем «Гордый». В итоге «Яков Свердлов» погиб, защищая «Киров» от немецкой торпеды, при этом в морскую пучину ушло около трёхсот человек. После этого через пять минут (в 20 ч. 36 мин.) на мине, оказавшейся в правом параване, подорвался «Гордый». Корабль получил серьёзные повреждения. Вода залила все три котельных отделения, причём во втором загорелся вытекший из цистерн мазут. При взрыве ряд моряков получили ранения и контузии, в т.ч. и Николай Бричук. Его вместе с другими ранеными перенесли на тральщик «Гак» и доставили в Кронштадт.
На Ленинградском фронте и под Москвой
Выйдя из госпиталя в октябре 1941-го, Николай Бричук был направлен командиром отделения связи в 7-ю Отдельную бригаду морской пехоты, которой командовал выдающийся советский полководец генерал-майор Терентий Парафило. Состав её комплектовался из экипажей линкоров, эсминцев, подводных лодок и других боевых кораблей Балтийского флота. Николай Владимирович в составе бригады воевал на Ленинградском фронте, под Московской Славянкой, принимал участие в боях на Ленинградском фронте (Колпино, Красный Бор, Ям Ижора). О том времени он говорит так: «Воевали мы по большей части без поддержки танков и авиации. Однажды прислали нам танк поддержки, так немцы сразу его подбили... Однажды меня с другом послали восстанавливать связь. Прилетел немец и дал залп. В друга моего попал снаряд, он только и успел сказать: «Коля, я ранен» – и умер, а мне прилетел только маленький осколок в ногу. Упал, два индивидуально-перевязочных пакета, что у меня были, машинально засунул в рану друга, хотя помочь уже было нечем. Лётчик развернулся и снова дал очередь. А я лежал и видел, как он из кабины посмотрел на нас и улетел».
Холод и голод
Не менее жестоким врагом, чем немцы, оказался холод. «Было нелегко. Зимой лютые холода, а обмундирование лёгкое, – вспоминает Бричук. – Просили мы, просили у начальства зимнее обмундирование – наконец к марту выдали нам валенки. И тут новая напасть – оттепели и тающий снег. В воде намокают эти валенки, и как нам быть? Зачастую не обогреться и не высохнуть...»
Зимой 1941 года он обморозил обе ноги, но остался в строю. Свирепствовал голод, солдаты недоедали и недосыпали, донимали вши. У гитлеровцев дела обстояли не лучше. Хотя среди наших солдат кто-то пустил слух, что у немцев-де сытно и хорошо, что у них техника лучше и они-де скоро победят. Появились перебежчики. Это пресекли быстро и эффективно: разведчики отловили одного грязного и завшивевшего немца и предъявили нашим бойцам. Всё, больше перебежчиков не было.
В апреле 1942-го Николая Владимировича после очередного ранения отправили в госпиталь, а его корабль – эсминец «Гордый» – погиб, защищая полуостров Ханко. После выздоровления Бричука командировали зенитчиком на эскадренный миноносец «Стройный». На нём он участвовал в прорыве блокады Ленинграда. Артиллерия «Стройного» громила немецкие позиции в районе Шлиссельбурга. В июле 1944-го нашего героя перевели на эскадренный миноносец «Стерегущий», с него он перешёл в состав команды по приёму интернированных кораблей германских военно-морских сил.
После войны
Демобилизовался Николай Владимирович в 1947-м. Первое место работы на гражданке – завод «Электроприбор». Затем долгая трудовая деятельность в Научно-исследовательском институте военного кораблестроения (НИИВК). Там Бричук проработал более 40 лет, занимаясь такими сложными темами, как создание систем автоматической стрельбы и навигации для кораблей и подводных лодок. Кстати, поучаствовал в оснащении самой большой в мире атомной подлодки.
«Однажды, когда в Америке в ноябре избирался президент, решили наши продемонстрировать свою мощь, – вспоминает Николай Владимирович. – Вывели новую подлодку на стрельбы, а она не закончена. Системы пуска ракет есть, а всё прочее сделать не успели. И мы спрашиваем: «Мы что, на вёслах поплывём?» Отвечают: «Ничего, главное – пострелять». Вывели на буксире, выпустила она пару ракет, потом – назад к причалу, на доводку».
Ветеран активно участвовал в рационализаторском движении, был награждён медалью «Изобретатель-рационализатор СССР», на пенсию вышел ведущим инженером. Интересно, что до этой специальности Николай Владимирович «дорос» исключительно через самообразование. Кроме этой награды на его кителе – ордена Отечественной войны I степени и Красной Звезды, медали «За оборону Ленинграда», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941–1945 гг.» и нагрудный знак «Изобретатель СССР».
Несмотря на почтенный возраст, Николай Владимирович старается вести активный образ жизни, встречается со школьниками и молодёжью и рассказывает им о войне. 9 мая и 28 августа, в день Таллинского прорыва, обязательно бывает в Кронштадте. Юбиляру Николаю Владимировичу Бричуку – воину, труженику, изобретателю, гражданину – хочется пожелать крепкого здоровья, долгих лет жизни и большого человеческого счастья.
Владимир Василик