Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 25 января 2024 г.
Телеведение

Наследие Алексея Саморядова

Трепета перед смертью он не испытывал

25 января 2024
Алексей Саморядов (справа), 25 января 1994 г., Ялта / АЛЕКСАНДР ТЯГНЫ-РЯДНО

30 лет назад, 25 января 1994 года, на «Форуме молодого кино» в Ялте трагически оборвалась жизнь сценариста Алексея Саморядова. Ему был 31 год. Вместе с другом и соавтором Петром Луцыком их именовали тогда не иначе как «надежда российского кинематографа». Три десятилетия спустя работы этого творческого тандема стали классикой отечественного кино, а их тексты называют прозой, опередившей своё время.

В этот день на родине Саморядова в Оренбурге пройдёт премьера документального фильма о нём. «Наследие Алексея Саморядова» снято при поддержке Министерства культуры России режиссёром Алексеем Егорычевым. Автор сценария – Наталия Румянцева. Картина создавалась на протяжении всего минувшего года в Оренбурге, под Нижним Новгородом, в Москве. Как говорят авторы в начале фильма: «Удел сценаристов – короткая строчка финальных титров», но у Саморядова и Луцыка меньше чем за 10 лет шесть картин, почти два десятка сценариев, несколько высших кинематографических наград России – «Ника» и «Золотой орёл», некоторые из них «прилетели» уже, увы, посмертно для обоих.

Свой первый совместный сценарий они написали, как только начали учиться. «О них надо говорить вдвоём, их не получится разделить, – рассказывает заместитель главного редактора «ЛГ» Леонид Колпаков. – И начали они с очень хорошей литературы. Их первый сценарий был «Человек убегающий» по повести Владимира Маканина. Это дебютный фильм Елены Цыплаковой».

Да, читать Лёша любил, об этом твердят все в Оренбурге – сестра Анна, друг детства Александр Курдюков, одноклассники: «Он просто одновременно читал по 3–5 книг. Где бы он ни был – на кухне, в спальне, на балконе – он везде читал». И писал. Фантазия Саморядова была безгранична. Он мог придумать всё что угодно. И иногда ставил в тупик даже своих вгиковских преподавателей. В фильме об этом вспоминает профессор ВГИКа Одельша Агишев: «Ему порой задашь вопрос, а он отвечает какой-то притчей: «Вы знаете, Одельша Александрович, я вот вчера разговаривал с Далай-ламой…» – «Подожди, Лёша, какой Далай-лама, границы закрыты!» – «Как вам не стыдно, ну разве вы не знаете, что Далай-ламе не существенны никакие границы, когда он хочет, то является любому».

Такими же несущественными оказались для Луцыка и Саморядова их «провинциальное» происхождение и кажущаяся неприступность столицы, и очень нелёгкие для российского кинематографа годы распада СССР. В начале 90-х они сами выбирают себе режиссёров, они не испытывают финансового недостатка при создании фильмов и могут позволить себе полную внутреннюю свободу снимать свои фамилии с титров художественных картин, воплощение которых на экране оказалось не соответствующим их литературному замыслу.

Как знать, какими шедеврами ещё удивил бы мир этот дуэт, не случись та трагедия в Ялте 30 лет назад. Последний совместный снимок Алексея Саморядова и Петра Луцыка, широко растиражированный в интернете, принадлежит известному российскому фотографу Александру Тягны-Рядно. Он сделал его, общаясь с ребятами в лобби гостиницы за несколько минут до того, как Лёша сорвался с балкона, перелезая из соседского номера в свой.

Документальный фильм, который, надеюсь, скоро увидят и телезрители, не случайно называется «Наследие Алексея Саморядова», ведь наравне с теми, кто помогал создавать его, в нём красноречиво говорят сами произведения, герои Саморядова и Луцыка: Миша и Иван из «Лимиты», мужики, пришедшие из Чукотки в Америку в «Северной Одиссее», Митя из «Дикого поля» и даже ведьмы из «Гонгофера».

Создатели фильма подчёркивают: «Саморядов не испытывал перед смертью священного трепета. Он писал о ней спокойно, размышляя о хрупкости бытия, почти неразличимой границе между нашим миром и миром потусторонним. Его герои легко путешествуют через эту незримую грань и возвращаются обратно. Для них это почти игра, а для кого-то даже развлечение, как для героев саморядовских сказок». Да и сама смерть – совсем не костлявая старуха с косой. «Он просто такой человек был, – вспоминает сестра, – приходит как-то домой и говорит: «Аня, ты знаешь, я сегодня видел смерть!» Я, конечно, удивилась, как же так, он видел смерть? А он говорит: «Ты думаешь, это старая бабушка, как Баба-яга? Нет, это молодая красивая девочка».

Тэги: Документальное кино
Обсудить в группе Telegram

Игорь Храмов

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Дважды рождённый

    04.04.2024
  • Из Армении с любовью

    07.03.2024
  • В чём сила, кот?

    30.11.2023
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    14.03.2018
  • Равная величайшим

    05.07.2017
  • Равная величайшим

    92 голосов
  • Идея Мединского

    71 голосов
  • Бессмертный полк поэтов

    21 голосов
  • Британские дервиши в небе Заполярья

    16 голосов
  • В чём сила, кот?

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS