Великое культурное противостояние. Книга об Анне Гавриловне Бовшек / Составитель А. Леонтьев, при участии Н. Кашиной. Предисловие М. Давыдовой. – М.: Новое литературное обозрение, 2009. – 144 с.: ил.
Когда несколько лет назад в моём редакционном кабинете, ещё в старом здании «ЛГ» на Костянском, составлялся список будущих участников этой книги, в то, что она когда-нибудь увидит свет, из троих собравшихся верил только Авангард Леонтьев. Журналистка Наталья Кашина записывала телефоны тех, кому должна была непременно дозвониться. Я, естественно, обещал – чем смогу – помочь. Признаюсь, сомневался: собрать книгу воспоминаний о руководителе студии Дома пионеров можно, а вот найти издателя…
Но вот держу в руках эту современно изданную книгу и понимаю, что недооценил тогда целеустремлённость давнего друга Леонтьева. Хотя знаю о нём много хорошего, о чём он не любит рассказывать. Как помогал своим студентам из Школы-студии МХАТ – от Миронова с Машковым до Заворотнюк и Дениса Суханова, подкармливал, по музеям и концертам водил, к хорошим книгам приучал, а главное – дал профессию. Как вместе с Олегом Табаковым привёл в порядок не один десяток могил корифеев Художественного театра, в котором играет последние годы. Как каждое лето непременно ездит на место гибели в Великую Отечественную своего старшего брата, от которого ему перешло имя. И как хранит не только письма – память о своей учительнице в профессии Анне Гавриловне Бовшек, которая более 25 лет руководила студией художественного слова в Московском городском Доме пионеров и школьников в переулке Стопани.
С одной фразой в этой книге не согласен категорически. Написавшая энергичное предисловие к ней театральный критик «Известий» Марина Давыдова восклицает: «Вы только вслушайтесь в это дикое словосочетание: Дом пионеров!» Мне, да, уверен, и не только мне, это словосочетание кажется, наоборот, вполне достойным. И не только потому, что я когда-то тоже спешил после уроков в кружки и атмосферу своего Дома пионеров помню до сих пор. А потому, что убеждён: не было бы этих самых Дворцов и Домов, судьбы и кругозор многих ныне состоявшихся в самых разных профессиях людей сложились бы иначе.
В случае А.Г. Бовшек – список более чем звёздный. У неё учились будущие писатель и искусствовед Нина Молева, народные артисты Георгий Ансимов, Геннадий Печников, Сергей Никоненко, Анна Мещерякова, Авангард Леонтьев и даже так и не сказавшая ни слова об Анне Гавриловне для книги Людмила Касаткина. Как она угадала всех их, как многому научила!
Основатель и первый директор Государственного музея А.С. Пушкина в Москве Александр Крейн считал, что «Анна Гавриловна не задаётся специальной задачей готовить учеников на сцену. Главное в её методе – развитие умственной и духовной культуры ребят, литературного вкуса, речи. Она не терпит премьерства, подражательства, требует максимальной скромности, сдержанности…»
Леонтьев рассказывает, что в РГАЛИ открыл журнал репетиционной занятости артистов Первой студии Художественного театра. 1915–1916 годы. «Вижу список: Бирман, следующая – Бовшек, дальше – Гиацинтова. В это время Первой студией МХТ руководили Станиславский, Сулержицкий и Вахтангов. Анна Гавриловна восприняла их великую школу буквально из первых рук. Стать её учениками для нас – везение и счастье».
О многом узнаёшь из этой небольшой книги. Как тщетно пыталась скромный руководитель студии художественного слова после смерти своего мужа Сигизмунда Кржижановского, архив которого она сберегла в идеальном состоянии, напечатать его произведения. И как отказали ей в «Новом мире» Твардовский и Косолапов. А Юрий Даниэль вынес вердикт: «Интереса для нашего читателя не представляет»… В XXI веке питерское издательство «Симпозиум» стараниями В. Перельмутера выпустило пятитомник замечательного писателя, не прочитанного и даже не указанного в титрах в качестве соавтора сценария знаменитого фильма «Праздник Святого Йоргена».
Книга «Великое культурное противостояние» вышла при содействии «Акции по поддержке театральных инициатив» Совета по культуре и искусству при Президенте России. Народный артист Евгений Миронов уверен, что Анна Гавриловна Бовшек «была подвижницей. Но и серьёзным профессионалом тоже. И, что немаловажно, очень мужественным человеком. Такие люди, как она, не должны быть забыты».
И ещё. В книге напечатаны отрывки из романа Л.Н. Толстого «Война и мир» в инсценировке А.Г. Бовшек. Почему-то уверен, в школьных драмкружках – а они в отличие от Домов пионеров сохранились – это могут поставить, тем более что подробные советы Анны Гавриловны есть.
На той встрече в нашей редакции мы не загадывали, в каком году книга может выйти. Но стараниями многих получилось: «Великое культурное противостояние» увидело свет к 120-летию этой удивительной женщины, у которой немало наследников по прямой линии таланта и подвижничества. Бовшек училась у Станиславского, Леонтьев у Бовшек, Миронов у Леонтьева, у Миронова – молодые актёры, игре которых в «Рассказах Шукшина» рукоплещет Европа…