Интеллигентский скептицизм, непреходящее недовольство начальством, своей страной, окружением, народом, даже климатом никого не удивляет. Это, что называется, природное свойство «образованных людей», их привилегия. В каком-то смысле и общественная функция, отчасти содействующая прогрессу.
В последнее время к ряду непримиримых критиков отечественной действительности подключились люди иного типа. Не интеллектуалы, не книгочеи и, видимо, не записные искатели истины. А личности богемные, в том числе популярные актёры, которые, обретя популярность и благополучие участием в бесконечных телесериалах, воспылали вдруг яростной неприязнью к нашему порядку вещей. И вообще к России. Их раздражает, а то и приводит в озлобление сам русский характер, часто трактуемый ими однобоко и пристрастно.
Россия, с их точки зрения – сплошь царство хамства, вечного и неистребимого. А русский народ и есть этот самый хам, не способный ни к духовному развитию, ни к сопереживанию, ни к цивилизованности.
Вообще-то странно слышать столь гибельные инвективы от людей искусства, что, по идее, подразумевает близость к народу, его душевным устремлениям. Спрашивается: ради чего? Уж не ради ли денег? Уж не ради ли того, чтобы в трудное время заработать их побольше и получить шанс свалить в какую-то из ближних и дальних стран, где, по выражению чеховского персонажа, «всё давно в полной комплекции»?
Будь мастера телемыла людьми более просвещёнными, они бы знали, что в этих богом поцелованных странах полно своих проблем и своих непримиримых критиков родных палестин. Но с эрудицией и осмыслением реальности у ненавистников не всё в порядке, и далеко не всех можно отнести к числу граждан, блещущих интеллектуальным и моральным совершенством. Известны чаще иным: скандалами и эксцессами (даже на собственных свадьбах).
Конечно, быть в оппозиции никому не заказано, но возникает подозрение, уж не потому ли они столь безжалостны в обличениях, что черпают для них материал в собственном душевном подполье?
За 30 лет свободы мы не очень преуспели в формировании по-настоящему демократически мыслящей личности, но создать буржуазного обывателя, сторонника общества потребления, или, как говорят социологи, «постпотребителя», удалось. Артист, которого приводит в неистовство анархическая до некоторой степени и явно артистическая природа своего народа, – это, видимо, и есть тот самый гражданин товарно-рыночного общества, о котором мечтали его адепты. Иначе откуда взяться соблазну со смердяковским сладострастием топтать родную страну и народ, к которому принадлежишь?!
Вообще-то всё это уже было. Русский поэт Георгий Иванов так ненавидел советскую власть, что запальчиво заявлял о готовности вернуться на родину в гитлеровском обозе. Правда, в литературе остался не описанием этого диковатого намерения, а стихами о неутолимой тоске по родине. От нынешнего стихотворца Орлуши (Андрей Орлов), ёрнически обещавшего американским танкистам провести их кратчайшей дорогой в Москву, такой ностальгии ждать, видно, не стоит.
Гремела когда-то поэзия в Политехническом, сейчас процветает «корпоративная», ублажающая публику на роскошных междусобойчиках. Чувства, пробуждаемые «корпоративной» лирой, добрыми при всём желании не назовёшь. По правде говоря, это, по сути, злоба. Более или менее искусно маскируемая под иронию в барковском духе.