Собиновский музыкальный фестиваль, который проводит Саратовский академический театр оперы и балета, – один из старейших в России. В этом году он прошёл уже тридцать второй раз. Его бессменный художественный руководитель – лауреат Государственной премии РФ, народный артист России Юрий Кочнев.
В этом году программа фестиваля – «Герои истории на музыкальной сцене» – отличалась тем, что в ней исполнялись произведения, персонажи которых либо реально существовали в истории, либо имели своего исторического прототипа. Открывал её концерт, где исполнялись редко звучащие сочинения: Россини, увертюра к опере «Вильгельм Телль»; Шуман, увертюра «Юлий Цезарь»; Вагнер, увертюра к опере «Риенци. Последний трибун Рима»; Рубинштейн, увертюра к опере «Дмитрий Донской»; Глазунов, симфоническая поэма «Стенька Разин»; Чайковский, кантата «В память двухсотлетней годовщины Петра I». Программа концерта была прекрасно исполнена Губернским театром хоровой музыки, хором и симфоническим оркестром Саратовского театра оперы и балета под управлением Юрия Кочнева, солист – Иван Подгороднев. Оркестр Саратовского оперного театра звучал прекрасно и повиновался маэстро Кочневу по одному его взгляду.
175-летие Н.А. Римского-Корсакова Саратовский театр отметил полусценической постановкой «Царской невесты», премьера которой состоялась в рамках фестиваля. Впечатлил очень хороший состав солистов, причём все они – из оперной труппы театра – хозяина фестиваля. Особенно запомнились Ксения Нестеренко (Марфа), Роман Гранич (Грязной) и Виктор Григорьев (Собакин). Оркестр Саратовского театра передавал все нюансы оперы тонко, ярко и красиво и звучал как один отлично настроенный гигантский инструмент.
Оперы «Жизнь за царя» Глинки и «Князь Игорь» Бородина шли в постановке режиссёра Андрея Сергеева, он же художник-постановщик. Обе постановки выполнены в традиционном стиле, с красивыми, соответствующими времени действия костюмами. Отрадно, что руководство театра не поддаётся агрессивно захватившей оперный мир моде на так называемое осовременивание и держит марку.
В партии Сусанина выступил Владимир Кудашев («Новая опера»), в партии Антониды – Виолетта Лукьяненко (Мариинский театр). Часть солистов «Князя Игоря» тоже были приглашёнными: Ярославна – Екатерина Шиманович, Игорь Святославович – Александр Никитин, оба из Мариинского театра. Но и местные певцы не уступали гостям ни по качеству голосов, ни по уровню мастерства (Владимир Игоревич – Аббосхон Рахматуллаев, Галицкий – Виктор Григорьев, Кончак – Виктор Куценко, Кончаковна – Светлана Каширина).
Чрезвычайно интересным стало исполнение «Бориса Годунова» на музыку С. Прокофьева, написанную им по заказу В. Мейерхольда к драматическому спектаклю, который знаменитый режиссёр собирался поставить. Композитор создал для планировавшейся постановки 24 музыкальных фрагмента. Репетиции начались в марте 1936 года и были внезапно прекращены в январе 1937 года по политическим мотивам. Через год Театр Мейерхольда закрыли, а в 1940 году Мейерхольд был расстрелян. Прокофьев так и не услышал своё произведение со сцены полностью в оркестровом исполнении. Зато на Собиновском фестивале его услышали мы в исполнении симфонического оркестра Саратовского театра. Для этой программы к музыке Прокофьева были добавлены фрагменты музыки Мусоргского. Трагедию Пушкина «Борис Годунов» читал народный артист России Евгений Князев, причём читал в лицах за всех персонажей трагедии, и читал блистательно. Так же блистательно играл оркестр под управлением Юрия Кочнева – был тот прекрасный случай, когда музыка становится зримой.
Выдающимся стал сольный концерт народного артиста СССР Леонида Сметанникова. Леонид Анатольевич не только великолепный певец, но и потрясающий артист. Каждый романс, песня или оперная партия – вокально-театральная зарисовка, тонкая и проникновенная. А его манера поведения на сцене и общения со слушателями должна стать учебником для начинающих и не только начинающих вокалистов. У Леонида Сметанникова – изысканность во всём: и в облике (о, эти его элегантнейшие фраки и бабочки необычных расцветок!), и в исполнении, и в общении с поклонниками, а таких, как мне показалось, целый миллионный город Саратов, не считая ценителей творчества Сметанникова во «всей Руси великой»! Кстати, в Саратовском оперном есть очень хороший музей, а в этом музее – отлично выполненный беломраморный бюст певца (скульптор В. Фетисов, Волгоград), большая редкость по нынешним временам. Но и артист Сметанников – редкий!
В рамках фестиваля проходил также Конкурс конкурсов вокалистов. Его особенность в том, что в нём могут принимать участие певцы (за исключением саратовских), которые уже стали лауреатами в других вокальных конкурсах. Судейство конкурса было объективным, это отметили и участники, и публика, и пресса. В состав жюри входили солисты, дирижёры Саратовского театра оперы и балета и преподаватели Саратовской консерватории. Первую премию получила сопрано Ольга Маслова (Воронеж), вторую – тенор Кирилл Белов (Уфа), третью – сопрано Оксана Шишенина (Екатеринбург). Победители выступили в заключительном гала-концерте вместе с ведущими солистами Саратовского театра.