Ночь. Прохожу сквозь уставшие городские дворы. Они могли бы потягаться своей унылостью с больничными стенами. И вдруг, как гром среди ясного неба, светлое пятнышко в грустном сером пространстве – недавно начертанная неумелым автором «граффитка».
Взгляд невольно чуть дольше задерживается на этом кусочке солнечного лета, вырывая из памяти тёплые воспоминания… Кто же столь необычным образом добавляет ярких красок в мрачный городской пейзаж? Всё просто: это приверженцы искусства XX века, непризнанные уличные гении – мастера-граффитчики. Кто они?
В основном это люди, поддерживающие альтернативу или рэп. Редко «соксов» либо «фингеров». Чаще всего это парни в безразмерных штанах, носящие кеды, зашнурованные яркими широкими шнурками, с рюкзаками за спиной, наполненными разноцветными аэрозольными красками.
Откуда же взялось это новое течение в искусстве? И новое ли оно? Или это просто отголосок старых, как мир, наскальных рисунков? Думаю, так оно и есть. Конечно, современного граффитчика и его далёких предков – людей каменного века – разделяют миллионы лет, но и объединяет их многое.
Граффити, каким мы его знаем сегодня, зародилось как часть хип-хоп культуры на улицах Нью-Йорка. Для своих произведений родоначальники нового искусства использовали самые обычные маркеры, реже аэрозоли, которые чаще всего были «прихватизированы» у нерасторопных владельцев маленьких магазинчиков. А некоторые из инструментов даже изготавливались собственноручно.
В ход шло всё – от составов для подкраски обуви до штемпельных красок. Корпусом для начинки обычно становился баллончик из-под использованного аэрозоля. Поезда подземки стали идеальным объектом практики для нью-йоркских подростков. Утром из депо выходили поезда, обновлённые юными творцами. Так граффити из школьных раздевалок и туалетов перебралось на улицы.
Вместе с модой на брейк-данс граффити пришло и в Россию, а вернее, ещё в СССР. Впервые яркие рисунки появились в Калининграде и Питере и лишь потом на улицах столицы. Правда, это направление граффити пришло к нам из Германии, где оно развивалось отдельно от хип-хопа. Там же появились и райды – стиль с более художественным подходом.
За короткий срок граффити уже накопило сотни стилей и течений, которые, к сожалению, зачастую могут понять лишь сами графферы. Причудливо сплетённые линии и буквы будто призваны хранить тайну слова. Поэтому, чтобы понимать граффити, нужно начинать рисовать самому. Но даже если ты окончил художественную школу или Архитектурный институт – это ещё не факт, что, купив баллончики (в Москве баллон более или менее нормальной краски стоит около $10), ты мастерски распишешь стену соседнего дома.
Здесь следует начать с выбора «теги» (придуманное прозвище, которым граффитчики подписывают свои произведения). Лучше всего, если придуманное имя будет состоять из букв, которые красиво пишутся в сочетании. Также неплохо, если во время ваших первых проб рядом будет опытный в этом деле человек.
В последнее время граффити стало легальным. Правда, относительно. Всё чаще устраиваются фестивали, но, конечно же, если тебя поймают рядом с расписанным памятником архитектуры с банкой автомобильной эмали в руке, беды не миновать.
На заре этого уличного искусства различные команды и отдельные «художники» нередко воевали друг с другом. Главным оружием в борьбе стала незамысловатая процедура – поверх работы конкурента наносилась надпись «TOY», что на сленге уличных художников означает человека, который «не умеет банку в руках держать». Ещё чаще за неимением средств и времени перечёркивали граффити врага крест-накрест.
Сегодня настоящие граффитчики выясняют отношения «на банках» всё реже, да и то только при помощи BATTEL-MAIL'ов (несколько команд или художников за определённое время должны «забомбить» отведённую им под это дело стену. Жюри определят лучшую работу. Объявляется победитель). И уж тем более не позволяют себе «бомбить» на историко-архитектурных сооружениях или писать на стенах нецензурные выражения. Ну а если кто-то так и поступает, то это просто мелкий хулиган, а не граффер. Приверженцы уличного стайла, вопреки распространённому мнению, искренне любят свой город.
В заключение хочу привести краткий словарь граффитчика:
– houlcar – кусок на машине (по всей её поверхности);
– houltrain – кусок на поезде (по всей поверхности);
– intuant – кусок на поезде (до стёкол);
– cкитч – набросок на бумаге;
– aкаб – хранитель прав и порядка (милиционер).
Рисовала