Ушёл из жизни Александр Кабаков – один из самых заметных и знаменитых современных прозаиков.
Писатель, сценарист, публицист и обозреватель, журналист и колумнист, член «Русского ПЕН-центра» Александр Абрамович Кабаков родился 22 октября 1943 года в Новосибирске, где его мать была в эвакуации, в то время как отец воевал на фронте. Детство провёл на закрытом ракетном полигоне Капустин Яр.
Мечтал о кино, но окончил механико-математический факультет Днепропетровского университета, потом работал инженером в секретном конструкторском бюро Янгеля на Южмаше. Увлёкся джазом, участвовал в КВН. Писал юмористические рассказы для «ЛГ» и даже получил однажды премию «Золотой телёнок».
В 1972 году попал в железнодорожную газету, легендарный «Гудок», где некогда работали Булгаков, Олеша, Катаев, Паустовский, Ильф и Петров. В 1988 году стал обозревателем еженедельной газеты «Московские новости», позже – заместителем главного редактора и ответственным секретарём этого «перестроечного» издания. Трудился также спецкором и заведующим отделом издательского дома «Коммерсант», ведущим обозревателем «Столичной вечерней газеты», заместителем главного редактора журнала «Новый очевидец», главным редактором журнала «Саквояж СВ».
В 1988-м написал повесть-антиутопию «Невозвращенец», которая и принесла ему мировую известность. Его перу принадлежат такие популярные произведения, как «Заведомо ложные измышления», «Ударом на удар», «Сочинитель», «Похождения настоящего мужчины», «Самозванец», «Последний герой», «Московские сказки», «Подход Кристаповича», «Путешествия экстраполятора», «Считается побег», «Беглец» и многие другие. Последняя книга Кабакова «Бульварный роман» вышла за месяц до его смерти.
Марк Розовский поставил в своём театре «У Никитских ворот» две его пьесы, Владимир Наумов и Сергей Снежкин сняли фильмы по его романам.
Книги Александра Кабакова издавались не только в России, они были переведены в США, Франции, Германии, Италии, Испании, Японии, Китае и многих других странах. Литературную премию «Большая книга» он получил дважды: за роман «Всё поправимо» и книгу «Аксёнов», написанную вместе с Евгением Поповым. Также они написали странную, неординарную пьесу о национальном русском гении Михаиле Ломоносове. Увы, эта пьеса до сих пор не поставлена.
Кабаков объездил полмира. Он ненавидел тусовочную литературную жизнь и никогда не был членом ни одного из многочисленных Союзов писателей. Исключение он сделал только для «Русского ПЕН-центра», объяснив это тем, что там – хорошая компания и нет противных его душе «тузов и шишек». Он был настоящей, а не дутой величиной в современной русской литературе. Читатели разных поколений знают это.
Как его будет не хватать всем нам!
«Русский ПЕН-центр»,
региональная общественная организация писателей г. Москвы
«ЛГ» выражает соболезнования родным и близким покойного.
ПРЯМАЯ РЕЧЬ
Алексей Костанян,
главный редактор «Вагриуса»:
– Многие названия произведений Александра Кабакова оказывались пророческими. После «Невозвращенца» ему уже было не суждено вернуться в неизвестность. «Похождения настоящего мужчины» – говорят сами за себя. «Последний герой» – а как ещё назвать человека, не опустившегося до ёрничества, во всём пытавшегося «дойти до самой сути», умевшего писать правду, используя для этого самые разные приёмы – от тонкой лирики до утончённого сарказма.
В одном названии он ошибся – «Всё поправимо». Непоправима смерть. Но остаётся память.
Владимир Григорьев,
заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям:
– Он уходил прощаясь. Когда в октябре 2018-го мы с группой его коллег из «МН», а потом и «Ъ», Андреем Колесниковым, Виктором Лошаком и Игорем Свинаренко решили собрать друзей в ЦДЛ, чтобы отметить «75-летие Абрамыча», он едва передвигался, грустно объявил, что это последние такие посиделки в его жизни, но, как всегда, был ироничен до самобичевания и безупречно, как денди одет – в любимый тёмно-серый Harris Tweed с бежевыми заплатками на локтях, голубую рубашку с расстёгнутым воротом и ярким шейным платком, коричневые отутюженные вельветовые джинсы и вычищенные до блеска жёлтые ботинки. Ну и стильные очки с золотой оправой. Таким он и запомнится. Не беспомощным и страдающим от своих недугов последние пару-тройку лет. А ярким, мощным русским писателем, необыкновенно порядочным и педантичным, любвеобильным человеком, открытым и щедро одаривающим друзей своим обаянием. И, конечно, доброй дюжиной прекрасных книг. Мне посчастливилось быть полтора десятка лет его издателем и наслаждаться общением с любимым автором издательства «Вагриус», знакомиться в рукописях с «Самозванцем» и «Последним героем», «Московскими сказками» и «Всё поправимо», выпивать, спорить и учиться жизни у мэтра, умению философично и художественно обобщить всё происходящее вокруг нас. Это стоит долгой, дорогой и светлой памяти!
Игорь Свинаренко,
журналист, издатель:
– У него сбылось всё, о чём мечтал. И даже больше. В молодости хотел всего лишь где-то напечататься – а «Невозвращенец» принёс ему мировую славу. Но счастливым он себя не чувствовал. Ну настоящий русский писатель. Последние годы были для него нелёгкими, но друзья, дети, ученики спасали его и выручали – наверно, это всё-таки можно назвать счастьем. Его любили и помнили, он этого заслуживал. И вот что ещё важно: он работал до последнего. Когда уже не мог писать, диктовал, а после ему читали расшифровку и он ещё правил. Снимаем шляпу.