Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 13 июля 2022 г.
  4. № 28 (6842) (13.07.2022)
Литература Колумнисты

Настоящие

13 июля 2022

12 июля 1981 года ушёл из жизни Борис Полевой.


Это была и его война. И он был среди литераторов, требовавших отправить их на передовую. Не дожидаясь повесток. Около трёх тысяч писателей на фронтах. К штыку приравнявших перо... В мире ещё не было такого массового участия культуры в войне. Аналога, когда подвиг народа стал и подвигом литературы, тоже в мире не было. И быть не могло… Они создавали совсем другой мир. У которого тоже не было аналогов. И нет. И, возможно, уже никогда не будет. Потому что они были настоящие. И они – настоящие – искренне верили, что возможна такая – настоящая – жизнь. Когда разногласия – только между хорошим и очень хорошим. Добрым и очень добрым... Такую настоящую жизнь создавал и Борис Полевой.

Он, прошедший всю войну от начала до конца. Он, одним из первых журналистов, увидевший чудовищные гитлеровские лагеря смерти. Он, участвовавший в Нюрнбергском процессе как корреспондент «Правды» и написавший известные всему миру «Нюрнбергские дневники». Он знал: чтобы победить фашизм, нужно быть настоящим Человеком. Сразу после войны он совершил свой главный подвиг – написал «Повесть о настоящем человеке». Прототипом главного героя стал лётчик-ас, Герой Советского Союза Алексей Маресьев (в повести автор изменил лишь одну букву в фамилии). Который победил в поединке со смертью. И, потеряв обе ноги, снова стал в строй. Чтобы вновь почувствовать землю. Чтобы вновь почувствовать небо. Чтобы победить снова.

Очень русское, очень советское произведение. Завоевавшее весь мир, такой не русский и такой не советский. И этот мир восторженно принял повесть. К 1990 году она выдержала 229 изданий общим тиражом более 36 миллионов экземпляров на 52 языках народов мира. Она стала книгой жизни и учебником мужества для многих. И не только в Советском Союзе. Потому что ярко показала, как можно жить в самых нежизненных условиях. Более того, как можно выжить в самых нежизненных условиях. И ещё более – как остаться Человеком в самых нечеловечных условиях. Потому что у каждого, каждого человека есть шанс на жизнь, даже когда шансов нет. Особенно если знаешь, зачем живёшь. И почему… Да и какой может быть страна, если в ней нет места для положительных, идеальных героев? Хотя бы в литературе.

У «Повести…» свой особенный стиль. Медлительный и детальный. Со своим светом и тенью. Со своей документалистикой. И художественной патетикой. Это – настоящий соцреализм. Который в истории культуры прожил очень короткий век. Но стал эксклюзивным, какой была и наша страна. Которая, увы, уже потом, став далеко не эксклюзивной, его не оценила. Так инквизиция пыталась уничтожить античность. За безнравственность! Соцреализм не простили за нравственность. В новой, далеко не нравственной стране... В искусстве ещё многое случится. Скорее – повторится. И реализм, и модернизм, и романтизм, и сюрреализм. Но соцреализм – вряд ли. Впрочем, всё уникальное – бесценно. Всё забытое – с годами становится всё дороже. Как и античность.

Борису Полевому, как и его современникам, всё-таки повезло. И он не просто жил среди них, настоящих. И писал о них. Но и сам был таким. Настоящим. Много ли сегодня мы встречаем настоящих... Нет. Но уже встречаем. И снова на той войне. С фашизмом. Хотя ещё так много пустот. Которые не заполняются. И мы по-прежнему проваливаемся в эти пустоты. И барахтаемся там. В одиночку. А можем там и остаться. Если не бить во все колокола.


Елена Сазанович,
писатель, драматург, сценарист

Тэги: Елена Сазанович
Обсудить в группе Telegram

Елена Сазанович

Писатель, драматург, сценарист, член Союза писа... Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Прощай, Америка!

    14.09.2021
  • Самый потерянный

    27.07.2021
  • Гофманиада какая-то!

    29.06.2021
  • Изгнанник с русскою душой

    27.04.2021
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    09.03.2021
  • Убить Гиппократа

    256 голосов
  • Великий магнат

    236 голосов
  • Пролетая над пропастью во ржи

    187 голосов
  • Прощай, Америка!

    184 голосов
  • Двадцать тысяч лет над Землей

    148 голосов
Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS