На северной окраине города, где некогда располагалось сельцо Заворово, посреди липовой рощи, с трёх сторон окружённой болотами, одиноко стоит деревянный двухэтажный особняк – усадьба Рябушинских.
История эта началась в 1869 году, когда знаменитые купцы-старообрядцы выкупили находившуюся рядом текстильную фабрику. Архитектор усадьбы, вероятнее всего, – Лев Николаевич Кекушев, творениями которого в стиле модерн гордится Москва – доходными домами, особняками, гостиницей «Метрополь». Знак отличия его проектов – лев, один или несколько; были львы и в усадьбе Рябушинских, охраняли оба крыльца – парадное и выходившее в парк, но в 1920-х годах всех четырёх львов перевезли в Венециановский сквер Вышнего Волочка в центре города. Там они по сей день стали излюбленным местом для фотографирования местных жителей и туристов.
Дорога в усадьбу из центра Вышнего Волочка плохая. Мне довелось побывать там, когда она ещё была покрыта снегом, и добраться до усадьбы на машине не составило большого труда, но думаю, что в межсезонье путь становится сложнее. Этим, видимо, и руководствовались местные власти в 2018 году, когда приняли решение о сносе усадьбы. Не то чтобы у них были какие-то особые планы на эту фабричную заброшенную землю, о которой не все горожане-то помнили, но здание признали аварийным и подготовили документы на снос. И если бы в дело не вмешались энтузиасты-краеведы, то ещё одним историческим памятником в России стало бы меньше.
Инициативная группа во главе с Денисом Ивлевым добилась присвоения зданию статуса объекта культурного наследия, что позволило сохранить усадьбу. Она была передана в безвозмездное пользование Вышневолоцкому краеведческому обществу им. М.И. Сердюкова. Дальше предстояла огромная работа по восстановлению, укреплению здания: часть фундамента была разрушена, где-то провалился пол и текла кровля, не работали отопление, водопровод и канализация.
Сегодня можно представить, сколь величественной была усадьба более ста лет назад. Денис Ивлев проводит экскурсии по дому и с воодушевлением рассказывает, как выглядел роскошный интерьер особняка площадью 850 квадратных метров при его владельце Сергее Павловиче Рябушинском – втором по старшинству сыне в семье. Сергей Павлович был не только грамотным предпринимателем, но и талантливым скульптором-анималистом, страстным коллекционером. В его усадьбе висели картины и эскизы Сурикова, Репина, Левитана, Поленова и других знаменитых художников. В 1918 году Сергей Рябушинский эмигрировал в Париж, и мебель, предметы интерьера, которые оставались в усадьбе, в большинстве своём оказались утрачены, но внутреннее убранство частично сохранилось.
Здесь можно увидеть подлинные дубовые двери, паркет с оригинальным рисунком – в каждой комнате свой, лепнину на потолках и метлахскую плитку в шикарной ванной комнате, а ещё несколько печей. На одной такой печи в гостиной сохранилось майоликовое панно – цветущее дерево на фоне зелёных холмов и синего неба с оранжевыми облаками, – созданное в 1910 году немецким керамистом Максом Лейгером.
Стены гостиной были отделаны панелями, шпонированными дубом и обтянутыми бархатом. «Изначально стены оклеивались обоями «под дерево». Под ними видно, что сохранились газеты конца 19-го века. Вот, например, одна из них – 1898 год, 11 января», – показывает Денис Ивлев.
В советский период усадьбу переделали в коммуналку на 11 квартир, в каждой комнате жила семья, ванная стала кладовкой, совмещённой с кухней, а в подвале оборудовали инкубаторную станцию. Об этом времени напоминают 11 синих советских почтовых ящиков, висящих в парадной, афиши и плакаты, найденные в усадьбе. В зимнем саду и на летней веранде, позднее зашитой досками, вплоть до 1990-х годов находился курятник.
Сегодня будущее усадьбы Рябушинских видится Денису Ивлеву в том, чтобы вдохнуть в особняк новую жизнь, чтобы сюда снова приезжали гости и звучали голоса, но при этом сохранилась та уникальная многослойность, которую дом приобрёл с течением времени, со сменой эпох и политических режимов. Переходя из комнаты в комнату, как будто сам проживаешь все эти давно ушедшие времена. Дом наполнился новыми артефактами – от предметов мебели и хозяйственной утвари до фотографий и картин: многое отдали в дар неравнодушные жители Вышнего Волочка, что-то найдено в усадьбе и отреставрировано собственными силами. Пожертвования, собранные на реконструкцию усадьбы, позволили восстановить систему отопления, отремонтировать крышу, заменить прохудившиеся оконные рамы и отреставрировать двери.
Работы предстоит ещё очень много, но уже сейчас в особняке регулярно проводятся экскурсии, творческие встречи, выставки, ежегодно проходит «летняя арт-резиденция» с участием молодых художников, а значит, усадьба продолжает жить, а вместе с ней – память о прошлом. «Это настоящий народный проект», – говорит Денис и призывает всех неравнодушных помочь в восстановлении уникального памятника культурного наследия России.
Наталия Караваева
Пожертвовать средства можно на карту Сбербанка:
5469400989018499 (Денис Михайлович И.)