От того, что читает мама, зависит, сможет ли она привить своему ребёнку вкус к хорошей литературе. А детская литература способна повлиять на будущее всей нашей страны. Ведь первые книги оказывают сильное влияние на формирование души человека, его предпочтений и образа мыслей. Своими размышлениями на эту тему сегодня делится директор издательства «Октопус» Вера БАЙДАК.
– Что можно сказать о современной детской литературе?
– Детская литература в нашей стране сейчас постепенно идёт на подъём. Дело даже не в спросе, а в том, что ей стало уделяться заметное внимание. Такой государственный подход начинает приносить свои плоды. Появилась тема для обсуждения, а уж раз она появилась, тут и телевидение, и радио, и другие средства массовой информации подтянулись. Если люди читают об этом, они поневоле начинают интересоваться. Книжные магазины стали проводить больше детских мероприятий. Когда человек приходит в магазин, он вспоминает, что слышал о детских книгах или читал. Последнее время стали появляться и новые детские книги, что не может не радовать.
– А мамы готовы покупать детям книги новых авторов?
– Конечно, детская литература – очень консервативная область, родители, как правило, покупают для своих чад те книги, на которых выросли сами. К сожалению, эту тенденцию трудно перебороть. Но всё-таки рядом с проверенной классикой начинает понемногу прорастать что-то современное. Появились детские литературные премии, «Заветная мечта» например. Они тоже помогают проявить новые имена, ныне живущих писателей, из которых мало кого можно назвать классиком. Есть, конечно, несколько имён – таких как Эдуард Успенский, но всё-таки большинство наших современников, пишущих для детей, совсем не так известны. С перестройки и до последнего времени в детской литературе был провал, писатели почти прекратили сочинять детские произведения. А кто будет писать в таких условиях? Госзаказ перестал существовать, который позволял писателю, написавшему детскую книгу, спокойно жить целый год и писать следующую книгу. Исчезла такая возможность – исчезли писатели.
– Чем отличается новая детская литература от классики, как в ней отображается современность?
– Темы детской литературы – вечные. Детям сейчас рассказывают о том же самом, что и раньше, любовь, дружба, взаимопомощь – всё осталось то же самое. Разве что добавились приметы технического прогресса и то, насколько он находит отображение в книгах, – об этом можно сказать: привнесено нашим временем, сегодняшним днём. Эти детали придают книгам ощущение близости к тому, что ребёнок видит дома, – а он же видит компьютер, спутниковое телевидение, мобильные телефоны. И если эти приметы присутствуют в книгах, это приближает их к действительности, усиливает ощущение достоверности. Но книги всё равно говорят преимущественно не об этом, они говорят всё о той же дружбе, приключениях, братьях наших меньших. Меняется только антураж.
Но вот как было замечено нашим главным редактором Еленой Кудряшовой, современная детская литература сильно упростилась по сравнению с классикой. Сильно упростился её язык. Современный ребёнок попросту отвергает сложно написанные детские произведения. Тот же «Гарри Поттер» написан языком довольно-таки простым. И усилить, усложнить то, что написано автором в оригинале, переводчику не под силу. Детям такое понятно – читать просто, напрягаться не надо. Но в результате вырабатывается привычка к упрощённой литературе, а это уже не очень хорошо. Для такого читателя классические произведения, например романы Сабатини и Дюма, даже «Три мушкетёра», выглядят слишком сложными. Они написаны сложно, подросток начинает читать – ему становится тяжело. А действие в классических романах не столь стремительно и закручено, чтобы он через силу заставлял себя читать.
– А как же раньше-то, почему сравнительно недавно «Три мушкетёра» были беллетристикой, лёгким чтением?
– Может быть, это как раз влияние современной среды. Очень упростилось информационное поле, в котором находится ребёнок. Информации стало гораздо больше, а объём информации, которую ребёнок может усвоить, остался прежним. Поэтому подача её упростилась, то есть информации-то больше, но она стала неглубокой. Совершенно другим стало телевидение. Оно сильно отупляет или как минимум всё упрощает. В результате юному читателю не хочется напрягаться. Для взрослой литературы это тоже характерно, но не в такой степени. Всё же нынешние взрослые – это те, кто вырос на качественной детской литературе. Они учились по классической школьной программе, читая попутно классическую же беллетристику, это поколение ещё хочет зарядки для ума...
– Может быть, дело ещё и в том, что раньше быть неучем, невеждой было, в общем-то, стыдно, а теперь то же телевидение целенаправленно учит мам смотреть сериалы, а детей и подростков – бессмысленные шоу?
– Возможно. И взрослая аудитория, которой телепродукция адресована, либо не читает вовсе или читает что-то простенькое – детективы, гламурные романы о жизни рублёвских жён. Они ведь тоже упрощённо написаны. Сюжет погребён под грудами бытовых деталей. Классического строгого детектива, закрученного по всем правилам, в таких книгах не бывает. Так же как и любовный роман с классическим внятно прописанным сюжетом найти довольно трудно. Сейчас магазины завалены кучей локомотивных проектов. Это книги, издаваемые тиражами 50 тысяч экземпляров и выше, сопровождаемые мощной рекламной кампанией – плакаты в метро, реклама по радио и телевидению, баннеры в Интернете, щиты на Кутузовском проспекте. Подобные издания могут иметь коммерческий успех, а могут провалиться, есть примеры как одного, так и другого.
С другой стороны, существует взрослая аудитория, у которой есть тяга к хорошей литературе, к романам, написанным, например, в стиле старой доброй английской классики, а это ведь трудный стиль.
– Что ж нам делать для поддержания наметившихся благих тенденций, как вернуть в будущем интерес к хорошей литературе? Нужна государственная программа?
– Быстро не получится. Человек – существо довольно инерционное. Двадцать лет прошло развития в неправильном направлении, теперь, чтобы вернуться хотя бы на исходные позиции, нужны те же двадцать лет. Если двадцать лет последовательно финансировать хорошие телевизионные программы, культурные проекты в музеях, настойчиво утверждать моду на культуру – тогда что-то изменится к лучшему. Давайте подождём, но при этом и сами будем делать что-то полезное.
Страницу подготовила