Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управления подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 января 2007 г.

«Настойчиво утверждать моду на культуру»

01 января 2007

ШЕСТЬ ВОПРОСОВ ИЗДАТЕЛЮ

От того, что читает мама, зависит, сможет ли она привить своему ребёнку вкус к хорошей литературе. А детская литература способна повлиять на будущее всей нашей страны. Ведь первые книги оказывают сильное влияние на формирование души человека, его предпочтений и образа мыслей. Своими размышлениями на эту тему сегодня делится директор издательства «Октопус» Вера БАЙДАК.

– Что можно сказать о современной детской литературе?
– Детская литература в нашей стране сейчас постепенно идёт на подъём. Дело даже не в спросе, а в том, что ей стало уделяться заметное внимание. Такой государственный подход начинает приносить свои плоды. Появилась тема для обсуждения, а уж раз она появилась, тут и телевидение, и радио, и другие средства массовой информации подтянулись. Если люди читают об этом, они поневоле начинают интересоваться. Книжные магазины стали проводить больше детских мероприятий. Когда человек приходит в магазин, он вспоминает, что слышал о детских книгах или читал. Последнее время стали появляться и новые детские книги, что не может не радовать.
– А мамы готовы покупать детям книги новых авторов?
– Конечно, детская литература – очень консервативная область, родители, как правило, покупают для своих чад те книги, на которых выросли сами. К сожалению, эту тенденцию трудно перебороть. Но всё-таки рядом с проверенной классикой начинает понемногу прорастать что-то современное. Появились детские литературные премии, «Заветная мечта» например. Они тоже помогают проявить новые имена, ныне живущих писателей, из которых мало кого можно назвать классиком. Есть, конечно, несколько имён – таких как Эдуард Успенский, но всё-таки большинство наших современников, пишущих для детей, совсем не так известны. С перестройки и до последнего времени в детской литературе был провал, писатели почти прекратили сочинять детские произведения. А кто будет писать в таких условиях? Госзаказ перестал существовать, который позволял писателю, написавшему детскую книгу, спокойно жить целый год и писать следующую книгу. Исчезла такая возможность – исчезли писатели.
– Чем отличается новая детская литература от классики, как в ней отображается современность?
– Темы детской литературы – вечные. Детям сейчас рассказывают о том же самом, что и раньше, любовь, дружба, взаимопомощь – всё осталось то же самое. Разве что добавились приметы технического прогресса и то, насколько он находит отображение в книгах, – об этом можно сказать: привнесено нашим временем, сегодняшним днём. Эти детали придают книгам ощущение близости к тому, что ребёнок видит дома, – а он же видит компьютер, спутниковое телевидение, мобильные телефоны. И если эти приметы присутствуют в книгах, это приближает их к действительности, усиливает ощущение достоверности. Но книги всё равно говорят преимущественно не об этом, они говорят всё о той же дружбе, приключениях, братьях наших меньших. Меняется только антураж.
Но вот как было замечено нашим главным редактором Еленой Кудряшовой, современная детская литература сильно упростилась по сравнению с классикой. Сильно упростился её язык. Современный ребёнок попросту отвергает сложно написанные детские произведения. Тот же «Гарри Поттер» написан языком довольно-таки простым. И усилить, усложнить то, что написано автором в оригинале, переводчику не под силу. Детям такое понятно – читать просто, напрягаться не надо. Но в результате вырабатывается привычка к упрощённой литературе, а это уже не очень хорошо. Для такого читателя классические произведения, например романы Сабатини и Дюма, даже «Три мушкетёра», выглядят слишком сложными. Они написаны сложно, подросток начинает читать – ему становится тяжело. А действие в классических романах не столь стремительно и закручено, чтобы он через силу заставлял себя читать.
– А как же раньше-то, почему сравнительно недавно «Три мушкетёра» были беллетристикой, лёгким чтением?
– Может быть, это как раз влияние современной среды. Очень упростилось информационное поле, в котором находится ребёнок. Информации стало гораздо больше, а объём информации, которую ребёнок может усвоить, остался прежним. Поэтому подача её упростилась, то есть информации-то больше, но она стала неглубокой. Совершенно другим стало телевидение. Оно сильно отупляет или как минимум всё упрощает. В результате юному читателю не хочется напрягаться. Для взрослой литературы это тоже характерно, но не в такой степени. Всё же нынешние взрослые – это те, кто вырос на качественной детской литературе. Они учились по классической школьной программе, читая попутно классическую же беллетристику, это поколение ещё хочет зарядки для ума...
– Может быть, дело ещё и в том, что раньше быть неучем, невеждой было, в общем-то, стыдно, а теперь то же телевидение целенаправленно учит мам смотреть сериалы, а детей и подростков – бессмысленные шоу?
– Возможно. И взрослая аудитория, которой телепродукция адресована, либо не читает вовсе или читает что-то простенькое – детективы, гламурные романы о жизни рублёвских жён. Они ведь тоже упрощённо написаны. Сюжет погребён под грудами бытовых деталей. Классического строгого детектива, закрученного по всем правилам, в таких книгах не бывает. Так же как и любовный роман с классическим внятно прописанным сюжетом найти довольно трудно. Сейчас магазины завалены кучей локомотивных проектов. Это книги, издаваемые тиражами 50 тысяч экземпляров и выше, сопровождаемые мощной рекламной кампанией – плакаты в метро, реклама по радио и телевидению, баннеры в Интернете, щиты на Кутузовском проспекте. Подобные издания могут иметь коммерческий успех, а могут провалиться, есть примеры как одного, так и другого.
С другой стороны, существует взрослая аудитория, у которой есть тяга к хорошей литературе, к романам, написанным, например, в стиле старой доброй английской классики, а это ведь трудный стиль.
– Что ж нам делать для поддержания наметившихся благих тенденций, как вернуть в будущем интерес к хорошей литературе? Нужна государственная программа?
– Быстро не получится. Человек – существо довольно инерционное. Двадцать лет прошло развития в неправильном направлении, теперь, чтобы вернуться хотя бы на исходные позиции, нужны те же двадцать лет. Если двадцать лет последовательно финансировать хорошие телевизионные программы, культурные проекты в музеях, настойчиво утверждать моду на культуру – тогда что-то изменится к лучшему. Давайте подождём, но при этом и сами будем делать что-то полезное.

Страницу подготовила Ольга ШАТОХИНА

Обсудить в группе Telegram

Вера Байдак

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Театр Премьера Дата Книжный ряд Интервью Событие Сериал Утрата Новости Театральная площадь Фильм Поэзия Калмыкии ЛГ рейтинг
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
ВКонтакте Telegram YouTube RSS