Весна. На поэзию тянет. Но это не всем дано. А хочется. Хотя бы белым стихом: когда ночь потеснила день, на нашу землю пришёл Кризис – страшное чудовище, стремительно пожирающее все наши прежние успехи и достижения. И целых полгода он властвовал над нами. Но волю к жизни не убьёшь, и вот уже весна теснит зиму, а день сменяет ночь. И не прошло и полгода, как правительство собрало все силы и наконец опубликовало историческую программу антикризисных действий…
Испугается ли чудовище (Кризис) столь решительных действий? Не исключаю. Но важно другое: народ наконец поймёт, за что сражаемся, наполнится волей и бесстрашием. Хотел подпитаться силами и надеждой и я – и открыл на правительственном сайте Программу.
Первое же впечатление, даже при беглом просмотре, отбило желание петь оду. Судите сами. Антикризисная программа, тем более опубликованная не в первые дни кризиса, а спустя целое полугодие после его начала, наверное, должна быть документом глубоко продуманным и отточенным. Но программа оставляет ощущение небрежности: ряд пунктов сформулирован не вполне внятно, другие пункты, указанные в уже реализованном перечне за 2008 год, оказываются вновь (не как продолжение, а как действие разовое) в перечне на 2009 год. Но если вы уже внесли изменения в закон, о чём и отчитались, разве уместно включать это как намерение на будущее?
И наконец, ошибки и опечатки, несистемность оформления. Например, два пункта из семи заканчиваются точками с запятой, остальные – точкой. Это, конечно, мелочь, но любой руководитель знает: такая мелочь характеризует документ. Неужели не только на редакторе, но и на корректоре решили экономить? И сколько же удалось сэкономить?
Второе, на что обращаешь внимание, – это достойная лучшего применения настойчивость в прежних идеологемах, таких как «недостаточная развитость ряда рыночных институтов, включая финансовую систему». Но вряд ли у нас что-то развито более, чем финансовая система. Проблема в другом – в бесконтрольности и безнаказанности, предельной эгоцентричности и замкнутости этой финансовой системы самой на себя, при активном изъятии ресурсов из реального сектора экономики. Это, согласитесь, совсем иная материя: дело не в недостаточной развитости, но в порочном направлении прежнего развития. Но об этом – ни слова.
Третье. Попытка внимательно читать далее приводит к известному синдрому нарастающего желания спросить: «Вы это всё всерьёз? И если всерьёз, то как, каким образом?»
И в первом разделе «Приоритеты программы антикризисных мер», и во втором разделе «Приоритеты среднесрочной политики и их соотношение с антикризисными мерами», и в третьем разделе «Усиление социальной защиты…» сформулирован ряд прекрасных начинаний. Таких как «Смягчение региональной поляризации…» или «Сокращение дифференциации по уровню доходов…». Но это явно противоречит всему тому, что делалось до сих пор и что делается сейчас. Может быть, я проспал и курс государства уже радикально изменён?
И потому, не читая далее подряд все замечательные общие слова, обращаюсь к части истинно содержательной и конкретной – двум приложениям, содержащим перечень мер, уже осуществлённых в 2008 году и планируемых на 2009 год. Исследую и то и другое, тщательно перечитываю всё по новой, но… Ничего имеющего всерьёз отношение к «смягчению региональной поляризации…» и «сокращению дифференциации по уровню доходов…» не нахожу. Напротив, припоминаю, какая гневная отповедь была недавно публично дана очередному предложению о введении всё-таки прогрессивной шкалы подоходного налогообложения. Причём даже несмотря на ссылки на «авторитеты» – на опыт и нынешние действия США, ужесточающих сейчас именно прогрессию в подоходном налогообложении. А на бонусы менеджменту предприятий, получивших госпомощь, США установили ставку налогообложения в 90 (!) процентов… Ни о чём подобном в нашей «антикризисной» программе – ни слова.
Провозглашены семь приоритетов, из которых первый, разумеется, – социальная защита населения. Но…
Если читать не только красивые общие слова, но и приведённые в приложении перечни конкретных мероприятий, то сначала создаётся впечатление какой-то огромной проделанной работы. Но если обращать внимание ещё и на указанные там же объёмы выделяемых средств, то контрасты уж очень разительны. Где речь о поддержке банков, в плане фигурируют суммы в 500 млрд. руб., 555 млрд. руб., 300 млрд. руб. и тому подобные. Там же, где речь о социальной защите населения и о реальном секторе экономики, – десятки, единицы, а то и доли миллиарда рублей.
Хоть как-то сопоставимы с помощью из нашего кармана ростовщику лишь две суммы.
Первая – 315 млрд. руб. на покрытие дефицита Пенсионного фонда. Но это не результат кризиса, а итог с треском провалившейся всей прежней абсурдной спекулятивной пенсионной реформы. Масштабный дефицит средств Пенсионного фонда был очевиден и до кризиса, кризис ситуацию лишь усугубил. Но обращаю внимание: банкам более триллиона рублей (в перечне-отчёте за 2008 год суммы «скромно» вообще не указываются) было выдано, ещё когда доллар стоил 24 рубля, пенсионерам же 315 млрд. руб. пойдут тогда, когда доллар уже около 35 рублей…
И вторая сумма – 294 миллиарда рублей упущенных доходов от снижения налога на прибыль. Но это-то, уже все понимают, сумма абсолютно дутая в отличие от помощи ростовщикам – реальной прибыли не будет, а значит, и эти детальные расчёты недопоступления от снижения ставки абсурдны и бессмысленны…
Нет возможности далее продолжать этот анализ – интересующиеся могут прочитать документ сами. Моё общее впечатление: много разных мер, в том числе и небесполезных, но совокупность же – не более чем набор косметических ремонтиков там, где очевидно необходим ремонт капитальный.
Воодушевит ли программа народ – не знаю, но пришедшему на нашу землю полгода назад чудовищу Кризису пока всерьёз бояться нечего.
Точка зрения авторов колонки может не совпадать с позицией редакции