Цикл передач Виталия Вульфа на российском ТВ «Мой серебряный шар» знают все. Недавняя передача «Дочь Пушкина» была посвящена младшей дочери поэта – Наталье Александровне Пушкиной, родившейся 23 мая 1836 года, за восемь месяцев до смерти своего великого отца.
Виталий Яковлевич сразу предупредил, что идея этой передачи возникла как бы случайно, но слушателям и поклонникам рассказчика хорошо известно, сколь близка театроведу пушкинская тематика. Ведь первый его опубликованный очерк был посвящён Наталье Николаевне Пушкиной. Любовь В.Я. Вульфа к своим персонажам – это канон. Но любовь и восхищение Наталией Николаевной – совершенно особый случай. Сколько было пушкинистов, не только не любивших Наталью Николаевну, но просто ненавидевших её! Ладно бы – женщины (А.А. Ахматова, М.И. Цветаева), но и мужчины... Даже из этой детали можно сделать вывод, как они были далеки от понимания поэта. Как можно быть пушкинистом и не слышать при этом его голос: «...– а душу твою люблю я ещё более твоего лица». Вульф слышит голос Пушкина и восхищается его избранницей – дивной красавицей, милой, прелестной женщиной. Восхищение ею слышится и в телевизионном рассказе, посвящённом её дочери – Наталье Александровне Пушкиной, в первом браке Дубельт, во втором, морганатическом, браке за принцем Николаем-Вильгельмом Нассауским, носившей поэтому титул графини Меренберг.
Рассказал о ней так, как будто был близким её другом.
Невольно вспоминаются передачи Ираклия Андроникова, его рассказы о Наталье Александровне с подробными сведениями о её потомках, о родстве с правящими королевскими домами Европы. Андроников обрушивал на головы своих слушателей неведомые тогда почти никому сотни генеалогических фактов, и аудитория стонала от восторга! Эта тема была не в чести в советское время, и только Андроников мог позволить себе рассказать о браке дочери Натальи Александровны Софи с внуком Николая I, о женитьбе её сына Георга на дочери Александра II – светлейшей княжне Юрьевской. Рассказывал Андроников и о своём посещении в начале 1970-х годов праправнучки поэта Клотильды фон Ринтелен, урождённой графини фон Меренберг. Помнится, как подшучивал он над забавной ситуацией, когда спросил Клотильду о том, в честь кого она назвала своего старшего сына Александра (1966 г.р.), явно ожидая ответ: «В честь Пушкина». И получил в ответ: «В честь другого предка, в честь императора Александра II». (Клотильда впоследствии отвергала эту версию.)
И вот – связь времён. Виталий Яковлевич Вульф теперь в гостях у этого Александра, который показывает замки принцев Нассауских, надгробные памятники Натальи Александровны и её родных, дом Ринтеленов.
Параллельно проходит ряд портретов всех Пушкиных, их родословного древа, изображения мест, с ними связанных. И ведётся рассказ о всех этих людях, их судьбах. В центре, конечно, Наталья Александровна. Близкая знакомая Натальи Александровны так отзывалась о ней: «Про красоту её скажу лишь одно: она была лучезарна. /.../ В бальной зале становилось светлее, когда она входила, осанка у неё была царственная, плечи и руки очертаний богини».
Биография красавицы Натальи Александровны получилась очень красивая, хотя пушкинисты могли бы её дополнить. Например, известно, что первой любовью юной Натальи был князь Николай Алексеевич Орлов (1827–1885), но его отец князь Алексей Фёдорович Орлов не допустил этого, по его понятиям, мезальянса для княжеской семьи. Вскоре последовал брак шестнадцатилетней девицы с М.Л. Дубельтом. Её мать Н.Н. Ланская была против этого брака, хотя и неплохо отзывалась о своём будущем зяте: «Я знаю в течение многих лет этого молодого человека, принятого в моей семье как родной сын, любимого и уважаемого всеми нами». Поэтому трудно представить, что «Наталия Николаевна буквально валялась в ногах дочери», умоляя отказаться от этого брака. Характер у Натальи Александровны был непростой, строптивый и категоричный. Правнучка поэта С.П. Вельяминова рассказывала, что Н.А. Пушкина вышла за Дубельта «по своенравию», и документы бракоразводного процесса свидетельствуют, что там непросто назвать виноватого.
Но если неполноту биографии можно объяснить разными уважительными причинами, то фактические неточности огорчают. Например, почему-то было подчёркнуто в передаче, что С.П. Дягилев подарил любимому им С.М. Лифарю письма А.С. Пушкина – 10 писем к невесте и одно к её матери. Но дара не было. С.П. Дягилев умер неожиданно (в 1929 году в Венеции), он не готовился к смерти и завещания поэтому не оставил. Прямых наследников у него не было, и всё его имущество перешло во владение французской казны. Часть его коллекции выкупил С.М. Лифарь. «Средства на приобретение дягилевского архива и библиотеки я заработал «ногами», – так говорил об этом великий танцовщик. Он провёл чудовищно напряжённый сезон, боясь пропустить очередной взнос – тогда бы было потеряно право на эту исключительно дорогостоящую покупку.
Можно было бы не обращать внимание на мелкие неточности. Например, что светлейшая княгиня Е.М. Юрьевская, морганатическая жена императора Александра II, названа великой княгиней, но, с точки зрения великосветского этикета, это ошибка. Морганатический брак не давал право на такой титул.
Но, несмотря на неточности, передача «Мой серебряный шар» доставила удовольствие. В.Я. Вульф так элегантно и красиво рассказывает о своих героях, что нельзя не заслушаться.
, кандидат исторических наук, заведующая отделом генеалогии Государственного музея А.С. Пушкина