Саммит в Вильнюсе вызывал большие ожидания. Яростные сторонники Киева требовали принять Украину в НАТО прямо там, другие хотели как минимум выдать ей гарантии и чёткий план приёма в альянс по окончании военных действий. И вдруг как гром среди ясного неба – вердикт президента США Байдена: Украина ещё не готова к членству. К этому ожидаемо присоединился Берлин. Как компенсацию Киеву предоставили Совет Украина – НАТО и декларацию намерений о поддержке.
С учётом, что за последние полтора года Зеленский получил массу ободрений и восхищения на различных площадках Запада, он, видимо, стал всерьёз во всё это верить. Не дождавшись гарантии быстро оказаться в НАТО, он сорвался и раскритиковал лидеров альянса за расплывчатость формулировок и превращение вопроса о членстве в предмет торга с Москвой. Зеленский призвал Запад уважать Украину и даже позволил себе открыто ёрничать в отношении военного министра Великобритании. За всё подобное ему ответили раздражением верхушки Вашингтона, а Брюссель осадил его попытку «вытянуть больше из союзников».
Отчаяние Зеленского объяснимо: он бросает в топку схватки с «агрессором» жизни людей, а Запад даёт лишь деньги и железо, да ещё и требует благодарности. Вообще-то Украина давно по нарастающей исполняла обязательства члена НАТО, становясь остриём атаки против России. Однако преимущества членства, прежде всего коллективную защиту, согласно статье 5, Киеву даже не обещают.
Но и России особо праздновать нечего. Заявление НАТО после саммита на тридцати страницах содержит не только привычные мантры «никогда не признать» «незаконные и противоправные российские аннексии, включая Крым», но и обширные военные меры. Задача нанести стратегическое поражение России остаётся главной, этого намерены достигать путём затягивания конфликта.
Очередное разочарование – тем, у кого имелись «очарования», – принёс Реджеп Эрдоган. Он заявил, что Турция всегда поддерживала политику «открытых дверей» НАТО, и открыл Швеции путь в альянс. Беседуя с президентом США, заявил, что их предыдущие встречи были разминкой, сейчас начинается новый процесс. Вскоре мы увидим истинное отношение Анкары к Москве.
Но есть и позитив. За полтора года военных действий Россия и Запад выработали некий modus operandi, который обозначает пределы эскалации. Воевать против РФ в полную силу ценой жизней собственных граждан НАТО не готово. Западные политики, которым необходимо избираться, понимают, что их электорат не желает увеличения финансовой нагрузки на экономику и общество. Хотя это отнюдь не значит, что Запад «слаб» или «в глубоком кризисе». Это значит, что там есть островки рационального расчёта, и именно на них – самая надёжная ставка.
Итоги саммита НАТО раскрывают и новую реальность, а она такова: крупнейший в мире военный альянс почти удвоил протяжённость границ (за счёт вступления Финляндии), увеличил военные расходы и свои контингенты вдоль наших границ, весьма сплотился в «миссии» против России. Старт специальной военной операции придал актуальность и смысл терявшему их НАТО, и этот усиленный, мотивированный альянс останется и по окончании СВО со всеми вытекающими последствиями для бюджета страны и для граждан. Правда, всё это видят и в Китае, где явно не хотели бы, чтобы НАТО пришёл и к ним.