Первый раз я эту передачу в цикле «Непрошедшее время» на «Эхо Москвы», которую ведёт Майя Пешкова, не слышал, пропустил. Но, по-видимому, приуроченная к исполняющемуся в августе столетию писателя, она была повторена в воскресенье 17 августа, и я её слушал. Посвящалась передача классику детской литературы Л. Пантелееву, и говорил о нём питерский эссеист Самуил Лурье, которого ведущая и раз и другой именовала душеприказчиком покойного писателя. Высказывая суждения известные и не слишком известные, он попутно успел наговорить такие вещи, которые я, десятилетия знакомый с Алексеем Ивановичем Пантелеевым, не мог пропустить мимо ушей.
Напоминать, что Пантелеев никогда не был, как именовала его ведущая и гость передачи её не поправлял, Леонидом, я не буду. Уже давно все знают, что Л. в псевдониме Л. Пантелеев – нерасшифровываемый инициал. А вообще настоящее имя писателя – Алексей Иванович Еремеев, что и было упомянуто.
Но это частая ошибка. А вот сообщение, будто «Республика Шкид», первая книга Л. Пантелеева, созданная в соавторстве с его другом Григорием Белых, «на восемьдесят– девяносто процентов написана Белых» – обыкновенный навет. Сохранились высказыванья Алексея Ивановича, в частности, в опубликованной беседе, которая была у меня с ним в 1972 году, как была написана «Республика Шкид». Пантелеев тогда говорил мне, что сюжеты были поделены между ними поровну («шестнадцать глав писал Белых, шестнадцать – я») и потом сведены в одну книгу. Он даже говорил, что первые главы писал Белых, потому что Белых пришёл в Шкиду раньше него. Пантелеев был редкостно щепетильным человеком и никогда бы не приписал себе тридцать–сорок процентов чужого текста.
Неправда и то, что Пантелеев после безвинной гибели друга в застенке издавал «Республику Шкид» только под своим именем, как утверждал душеприказчик. Этот навет, кстати, может быть опровергнут любой библиографией, которая подтвердит, что с 1937 по 1960 год, без малого четверть века, «Шкида» не переиздавалась. Мне Алексей Иванович говорил, что ему не раз предлагали так, без имени Г. Белых, переиздавать их общую книгу, но он никогда на это не соглашался. Надо совсем не знать Пантелеева, чтобы возводить на него такую напраслину.
С. Лурье упорно именовал Пантелеева моралистом. Для детского писателя это вовсе не обидно. Но моралист, который не брезговал присваивать чужое? – что может быть нелепее.
К сожалению, было очевидно, что гость передачи мало знает о Пантелееве и его окружении. Скажем, нет необходимости гадать, чьей женой была зав. Губоно Злата Ионовна Лилина, которой молодые соавторы принесли рукопись своей первой книги. Она была женой Зиновьева. И давно признано, что основным редактором «Шкиды» был не упомянутый в этом качестве Маршак, а не только Евгений Шварц. А дочь Григория Белых, которая, по словам С. Лурье, ещё жива и с которой Алексей Иванович неизменно делился гонораром за все издания «Шкиды» и вообще помогал как мог, – умерла почти десять лет назад. Герой одного из самых популярных пантелеевских рассказов «Пакет» – никакой не партизан, а захваченный в плен с донесением красноармеец. И так далее. И тому подобное.
Не верится, что человек, почитающий знаменитого писателя, мог наговорить столько неправды о нём и всем известных его книгах.
Хорошенькая дань памяти писателю. Вполне в современном духе.