Часто дивная возможность приходит в обличье злополучия и провала. И в частной человеческой жизни, и в жизни народов. Таким шансом видится мне санкционная война, развязанная против нас Западом.
Шансом надо суметь воспользоваться. Для этого стоит считать, что санкции – навечно. Иными словами – «новая нормальность». А потому надо не ждать, что как-нибудь обойдётся, рассосётся, наладится – и всё будет по-прежнему, а мы-де пока перетерпим, пересидим, приспособимся. Надо считать, что по-старому – не будет, и в своих действиях исходить из этого. Очевидно: будущее неведомо, но, начиная любое большое дело (например, выбирая жену или профессию), надо исходить из того, что это навсегда. Если считать, что всё временно и может быть переиграно, ничего существенного не достичь – ни в личной, ни в общественной жизни.
Что же делать? Нам нужно построить самодостаточное многоотраслевое народное хозяйство, способное удовлетворять все потребности страны. Профессор В.Ю. Катасонов утверждает, что советская индустриализация была порождением тогдашних санкций и международной изоляции. Была жесточайше вынужденной. И ведь справились! К концу 1930-х достигли промышленной самодостаточности, потом страна стала второй экономикой мира. А ведь начинали – с полной разрухи, к которой привели революция и Гражданская война.
Вообще, люди и народы редко напряжённо работают при отсутствии железной необходимости.
У нас есть все возможности и ресурсы, чтобы построить многоотраслевую передовую экономику. Необходимо воссоздать производство средств производства – станкостроение в первую очередь. Пессимисты поморщатся: «У нас же нет технологий!» Это что – вроде как «на Луне нет воздуха»? Нет и уже не будет? Технологии разрабатываются, изобретаются, присваиваются, в конце концов. Не нравится то, что делаешь? Учись, делай лучше. Китайская продукция была сначала плохой, потом средней, а теперь вполне годная.
В 2004-м, когда мы приобрели два бывших совхоза, лежавших на боку, знакомые считали нас сумасшедшими. Ведь сам Гайдар разъяснил, что сельское хозяйство у нас – чёрная дыра, в которой способны сгинуть любые инвестиции, не принося никакого толку. А теперь сельское хозяйство – доходный бизнес, и Россия – крупнейший экспортёр зерна. Особенно помогли контрсанкции 2014 года. А теперь, под влиянием санкционного наступления, в стране начинают налаживать и свою селекционную работу для замены импортных семян овощей и пород скота. И получится! Жестокая необходимость – мать производственных успехов.
Ушли всякие «Зары» и «Уникло» – стали поднимать голову отечественные швейники. Я бы лично не пустила назад тех, кто ушёл: дайте своим развернуться.
Когда говорят об автаркии, самодостаточности, кто-нибудь возразит: «Вот и выйдет совковое убожество и уродство!» Но в этом виновата не автаркия, а запрет частной экономической инициативы. С производством потребительских изделий, где важны мода, стиль, дизайн, может справиться только шустрый заинтересованный частник. Большое госпредприятие с этим не справится. Целиком государственная промышленность СССР смогла построить космодром, а вот создать сеть закусочных или нашить модных штанов – не могла. Этот факт надо принять и действовать соответственно.
У нас есть все возможности для успеха: немалый рынок, смышлёный народ, сырьевые ресурсы, предпринимательский класс, наработавший кое-какой опыт. Значит, за работу, товарищи!