На НТВ вспомнили пронзительный эпизод Великой Отечественной
В передаче «Место встречи» рассказали о подвиге пилота Александра Мамкина. В ночь с 10 на 11 апреля 1944 г. лётчик 105-го гвардейского авиаполка горел заживо в подбитом мессером безоружном Р-5. По инструкции он имел право прыгать с парашютом. Но на борту самолёта жались друг к дружке десять малышей – воспитанников Полоцкого детдома, а в капсулах под крыльями – воспитательница Валентина Латко с сынишкой и два тяжелораненых партизана. Камера кинооператора запечатлела для истории героического лётчика, который вырвет у смерти 13 жизней, обменяв их на одну – свою...
Эта передача – уже третий на центральном телевидении припозднившийся отклик на две статьи об «огненном рейсе» лётчика Мамкина, однополчанина моего отца, опубликованные в «Литературной газете» к Международному дню защиты детей: в 2009 г. – «Назовите его имя!» и в 2016-м – «Не награды ради, но…». Обсуждение их в интернете вывело редактора НТВ Светлану Василенко на эту тему и автора статей. В Сети задавались вопросами, какой силой воли нужно обладать, чтобы, как лётчик Мамкин, превозмогая немыслимую боль ожогов, управлять штурвалом самолёта руками в горящих крагах. В оплавленных очках довести пылающую машину до наших позиций и совершить посадку. Он смог только перекинуть полуобгоревшее тело за борт машины… Володя Шашков, старший из детдомовцев, открыл капсулы под крыльями, и уже с воспитательницей Валентиной Степановной они едва успели помочь выбраться из самолёта малышам в загоравшейся одежде и оттащили раненых, как самолёт взорвался.
В сравнении с двумя сюжетами на ТВ, дававшими лишь информацию о подвиге («Вести-Москва» на «России 1» и в передаче «Мужское-Женское» у А. Гордона), создатели передачи на НТВ провели масштабную подготовительную работу. Нашли и пригласили в эфир 80-летнюю Галину Петровну Тищенко, единственную дожившую до наших дней участницу драматического перелёта, внучку Валентины Степановны Латко, дочь Владимира Шашкова, племянника Александра Мамкина, сына Маргариты Мардухаевой и других...
Благодаря их воспоминаниям, привезённым документам, письмам, фотографиям ведущие Ольга Белова и Андрей Норкин представили яркую эмоциональную картину той военной драмы. И что особенно важно – решились, в отличие от своих телепредшественников, высказать обиду за героя, не получившего не только Золотой Звезды, но и никакой награды вовсе…
Почему? В статье «Литгазеты» «Не награды ради, но…» опубликована фотокопия справки штаба 105-го гвардейского авиаполка начальнику Управления кадров ГУ ГВФ подполковнику Лавренову: «При этом представляю материал на присвоение посмертного звания ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА гвардии лейтенанту Мамкину Александру Петровичу. Приложение: на 6 листах и 7 фотокарточках…» Другая справка из архива бывшего Министерства гражданской авиации перечисляет награды героя за 74 боевых вылета в тыл врага: орден Отечественной войны I степени, медаль «Партизану Отечественной войны» I степени, именное оружие и орден Красного Знамени, к которому – внимание! – «крылатый партизан» Мамкин был представлен, судя по архивной справке и наградному листу на сайте Минобороны РФ «Подвиг народа», 8 апреля 1944 г.! То есть за два дня до совершения подвига. Но пришёл орден в полк в двадцатых числах мая, после кончины героя в госпитале от ожогов…
«Лётчик Мамкин А.П. награждён за подвиг орденом Красного Знамени посмертно, второй наградой за один подвиг не награждают» – примерно так отвечало Управление кадров Министерства обороны СССР на ходатайства однополчан, партизан Белоруссии, спасённых пассажиров, земляков героя из Репьёвского района Воронежской области. В Полоцке есть улица имени лётчика Мамкина, а в школах Минска, Полоцка, Велижа и Москвы были музеи с экспозицией о нём, – до самой перестройки были. Перезахоронен он из деревни Маклок на мемориальное кладбище Лидова гора в городе Велиже.
…Шли годы, выросло поколение, не знающее реалий советского прошлого, молодые офицеры Управления кадров не представляют уже структуры Красной Армии военных лет. Когда я отправила через депутата Государственной Думы от Воронежской области С. Гаврилова очередное ходатайство в Главное управление кадров Министерства обороны РФ, ответ получила ошеломляющий: «Указанные части ГВФ (Гражданского воздушного флота. – Л.Ж.) в состав Красной Армии не входили…». А почему же эти формирования получили звание «гвардейских», а их лётчики – и воинские звания, и высокие боевые награды? А как же приказ наркома обороны СССР от 9 июля 1941 г. об особых авиагруппах ГВФ: «считать призванными в КА»?
Присутствующие на съёмке передачи сыновья одного из раненых партизан – Владимир и Леонид Барминские, со слов отца, рассказали, что исторические кадры об отлёте самолёта Мамкина снимала женщина. Но именно мой отец, лётчик Жуков, командир эскадрильи «крылатых партизан» 2-го отдельного авиаполка ГВФ, ставшего 105-м гвардейским авиаполком, доставлял в Полоцко-Лепельскую партизанскую зону военных кинооператоров Б. Макасеева, О. Рейзман, И. Вейнеровича и М. Сухову, которые снимали уникальный фильм о «втором фронте», открытом вместо союзников в тылу врага партизанами – «Народные мстители». Отец же и его лётчики доставляли на Большую землю бобины с киноплёнкой. Во время прорыва партизан из кольца к посёлку Ушачи Мария Ивановна Сухова была смертельно ранена, передала сопровождавшим её партизанам камеру и две отснятые бобины. Найдены киноплёнки были, как сообщает белорусская печать, в начале 1960-х гг. в Музее революции, в Москве!
Впервые кадры о спасении детей лётчиком Мамкиным вошли в фильм И. Вейнеровича «Дорога без привала» в 1965 г. Затем – в 4-ю серию киноэпопеи режиссёра Р. Кармена «Великая Отечественная», снятую в 1970-е. Скорее всего, они из тех, найденных в начале 1960-х годов бобин, а значит, сняты Марией Суховой, лауреатом Сталинской премии 1946 г. посмертно – за работу в тылу врага. Мне попались в Архиве кинофотодокументов, в картотеке по теме «Дети», кадры о посадке в самолёт малышни лётчиком. Надписала карандашом: «Это – лётчик А. Мамкин, Герой».
«Но почему всё же он не Герой Советского Союза?» – как-то тихо и грустно спрашивает в студии дочь Владимира Шашкова. И будто в ответ на экране появляется письмо её покойного теперь отца к воспитательнице Латко, привезённое внучкой Валентины Степановны. Привет из прошлого и наказ всем нам: «Я летел в этом самолёте Александра Петровича Мамкина за спиной лётчика... Я видел его мужество, силу воли, его энергичность. И всё только для того, чтобы посадить самолёт на землю и спасти нас. Я видел, как его ранило, как он был объят пламенем. Но он сделал всё, чтобы мы были живы, хотя у него был парашют. Да, всё стирается с памяти понемногу, кроме этого полёта».
И вот, Валентина Степановна, я думаю, что наш дорогой Александр Петрович действительно заслуживает звания Героя Советского Союза. Я думаю, что нам надо этому способствовать. Мамкин сам о себе не расскажет, нам надо рассказать».