Отрывок из литературоведческого исследования, посвящённого творчеству Татьяны Шороховой
Наш мир наполнен поэзией. Поэзия разлита в природе, в человеческих взаимоотношениях, в любви, в тайнах чувств отдельного человека. Поэзия всюду. Но мы не задумываемся над тем, сколько людей, способных отразить в своём творчестве Поэзию, приходит в мир. Поэты разного времени, направления, стиля, мировоззрения, судьбы… Наша душа невольно тянется к Миру Поэзии, к поэтам, которые помогают нам увидеть этот мир в образах, разобраться в наших чувствах, настраивают нас воспринимать действительность философски... Но какую книгу взять, кого из поэтов предпочесть и прочесть? Выбор невероятно огромен. Огромен по времени: от древнейших времён до наших дней; огромен по территории: весь земной шар; огромен по языку: почти на всех языках мира пишутся стихи.
Мы понимаем, что не всё написанное стихами относится к Поэзии. Всем известный критик В.Г. Белинский сказал: «Уметь писать стихи не значит ещё быть поэтом: все книжные лавки завалены доказательствами этой истины». Трудно отследить потоки книг со стихами не только читателям, но и людям, профессионально занимающимся отслеживанием литературных процессов. Критикам, издателям, учителям литературы, самим поэтам. Вот как говорит об этом Иосиф Бродский: «Помню, в период моего формирования литература состояла для меня из двухсот – максимум трёхсот – имён. Так что я мог тешить себя мыслью, что всё это я узнаю и прочитаю. Теперь же я хожу по книжным магазинам, как ходят по магазинам музыкальным с их тысячами пластинок, сознавая, что жизни не хватит, чтобы всё это послушать. Нужно будет делать выбор, а он вовсе не очевиден. Никто не сможет указать путь, поскольку никто не будет в силах стать культурным гидом. Если сейчас мы живём в эпоху антологий, то будущее предстанет нам эпохой каталогов» (Божена Шеллкросс, из книги «Reszty nie Tizeba», Кативице, 1993 год).
1031 (одна тысяча тридцать один). Стольким поэтам сделал поклон современный писатель Александр Григорьевич Раков в книге «Поэзию любят красивые люди». Одна из числа поэтов названного сборника – Татьяна Сергеевна Шорохова.
Жизнь Т. Шороховой связана с Харьковщиной, Крымом, Петербургом и теперь с Севастополем, что нашло отражение в её творчестве. Первая проба пера состоялась ещё в детстве, но поэт заявила о себя лишь в 1999 году, когда увидела свет её первая поэтическая книга «У мира на ладони», изданная в Симферополе. В Союз писателей России Т. Шорохова была принята в 2001 году в Санкт-Петербурге. Татьяна – автор более 20 книг разных жанров, изданных в Крыму, Петербурге, Екатеринбурге, Иркутске... Десять книг – поэтические сборники. Сегодня мы будем говорить о Татьяне Шороховой только как о поэте. В рамках газетной публикации рассмотрим лишь одно стихотворение из многообразной тематической палитры поэтессы.
Прочтём стихотворение «Здесь не встретиться», памятуя, что детство и юность поэтессы пришлись последовательно на две «малые родины»: город Люботин Харьковской области и Крым.
И нарцисс расцвёл. И сады в дыму…
Май под Питером, что апрель в Крыму.
Скоро яблони заневестятся,
Только с юностью мне не встретиться.
Там, за далями, там, за вешними
Белый дом стоит под черешнями.
Спрятан в сердце он – не достать врагу,
Но войти в тот дом лишь во сне могу.
Ох, рядись, весна, как помещица!
Может, счастье мне померещится,
Что в черешневом отцвело Крыму
В том, давно уже не моём, дому.
Стихотворение начинается картинами наступившей весны. Нарцисс, сады, май, яблони – все признаки для радости. Однако эти картины не радуют лирическую героиню. Она с горечью говорит: «Только с юностью мне не встретиться». Повтор сочетаний слов «там, за далями, там, за вешними» напоминает нам плач русской женщины из далёких времён. Песенный плач об утраченном счастье. «Там, за далями, там, за вешними / Белый дом стоит под черешнями». И особое внимание могут привлечь следующие строки стихотворения: «Спрятан в сердце он – не достать врагу, / Но войти в тот дом лишь во сне могу». Почему останавливаемся на этой строке? Говоря ранее в одной из критических статей о мотивах «дома» в стихотворениях Татьяны Шороховой, мы рассматривали разные подходы к раскрытию понятия «дом». Всех поэтов в написанных ими стихотворениях о доме объединяет открытость дверей для входа в изображаемый дом, разнообразное гостеприимство, готовность поделиться содержимым дома, радость от наполняемости дома гостями. Осталась верна традиции и поэт Т. Шорохова во многих своих стихотворениях. Вспомним строки: «Не пропусти, не пройди…» («В доме, где пахнет лекарством…»), «А в этом доме человека ждали / И были рады принимать с душой» («А в этом доме человека ждали…»). Так почему же в данном стихотворении поэт доходит до противоположности? Почему поэт дом прячет? Почему в сердце? От каких врагов? Почему в тот дом можно войти только во сне?
Чтобы ответить на все эти вопросы, вспомним признание Татьяны Шороховой о своём доме. Всем известны чувства, какие наполняют человека, возвратившегося хотя бы раз, хотя бы на малое время в родные сердцу места. При посещении Люботина Татьяна понимает, что «громадный, яркий, наполненный массой ежедневных открытий мир», по её признанию, никуда не ушёл, а остался на веки в сердце поэтессы. Сохранившиеся и родной (теперь уже чужой) дом, и маленькая улочка, и лужайки, и ручеёк реанимируют (употребим это слово) воспоминания, и чувства переполняют сердце.
Другое дело дом из крымского детства. Его уже нет физически – но дом под черешнями есть в сердце! Теперь он спрятан в сердце. Сердце поэта, сердце женщины не может и не должно разбираться в современных хитросплетениях о закономерностях умирания одной эпохи и смены её новой. Но инстинкт самосохранения не только поэта, но и родовой памяти, оставляет всё в сердце. Дом физический уничтожил враг. Враг этот – время, ход жизни, социальные революции, природные катаклизмы, экономические преобразования. Интуиция женщины, интуиция поэта подсказывает, что враг может дойти и до глубины сердца. Враг этот – забвение, охлаждение души, беспамятство, вытеснение из сердца тепла, любви к ближним и дальним сородичам и наполнение его другими чувствами и волнениями сего мира. Враг этот – человек, который утешит, предложит все переживания по поводу потери дома выкинуть из головы, жить реалиями, а не строить воздушные замки. Враг этот – подмена ценностей дома другими ценностями, ведущими к смерти.
Не хочется пройти мимо ещё одной детали в стихотворении. Нам представляется, что название стихотворению пришло уже после написания текста. В стихотворении есть строчки: «Скоро яблони заневестятся, / Только с юностью мне не встретиться». Когда поэт перечитывала созданное стихотворение, то почувствовала, что «с юностью мне не встретиться» звучит категорично, без всякой надежды на встречу со всем тем, что когда-то было. Если заменить местоимение «мне» на «здесь», то исчезнет в стихотворении личностное восприятие трагизма «невстречи». И вот поэт вносит оптимизм через название стихотворения: здесь не встретиться. Здесь – это на земле, в жизни. Но есть другая жизнь, другие измерения. Для православного человека – это жизнь после смерти. Одним названием стихотворения поэтесса как бы продолжила его написание, внесла оптимизм не только в свою душу, но и в душу читателя. Только не отдай врагу содержимое твоего сердца. Не отдай врагу твой дом.
Таким образом, можно говорить о новаторстве в творчестве Татьяны Шороховой. Образ «дома» раскрывается не как дом, в который надо пускать друзей, а как дом, в который не надо пускать врагов. «Наш дом – Россия» – звучит лозунг одной из ведущих партий современности. Когда из дома крадут материальные ценности – Россия ещё может жить. Но когда враг сможет достать всё спрятанное в сердце, то… Поэзия Татьяны Сергеевны Шороховой помогает сохранить дом, сохранить Россию. Ещё Н.А. Некрасов писал: «...В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...». Поэзия Татьяны Шороховой отворяет этот клапан. Не сказать об этом – проявить излишнюю осторожность, показную «замысловатую учёность».
Найти своего поэта каждому читателю в любой период своей жизни становится всё труднее. Мы не тешим себя надеждой, что каждый из прочитавших разбор единственного стихотворения Татьяны Шороховой станет поклонником её поэзии. Задача нами будет выполнена, если читатель захочет найти своего поэта. В школьной ли библиотеке, на полках книг дома, в литературных журналах или в интернете. Главное – найти.
Александр Бузунов
Александр Николаевич Бузунов родился в 1961 г. в Забайкалье. Филологическое образование получил в Читинском государственном педагогическом институте. Заслуженный профессиональный работник Читинской области (2006 г.). Имеет звание «Лучший учитель Российской Федерации» (2009 г.). Почётный работник образования Российской Федерации. Автор публикаций по вопросам педагогики и литературоведения. В настоящее время накопленный опыт прочтения поэтических и прозаических произведений реализует в литературоведческих исследованиях. С 2015 г. живёт в Севастополе. Преподаёт гуманитарные дисциплины в системе Крымского федерального университета им. В.И. Вернадского.