♦ Буквально накануне Олимпиады-2016 историки уточнили дату зарождения Олимпийских игр. Оказывается, первые игры прошли ещё во времена многолетней осады Трои. Дело там было к вечеру, и делать по большому счёту было нечего. После безуспешного очередного штурма и погребения очередных павших героев греки надумали устроить состязания. Короче говоря, мужикам помимо хлеба вдруг захотелось зрелищ. Ну, или точнее – игрищ.
♦ Всего за период осады Трои было проведено целых четыре Олимпиады: две летних и две зимних. Разницы, впрочем, не было практически никакой. Разве что в зимнюю Олимпиаду навострили лыжи и дезертировали сразу двести спортсменов, попросив политического убежища у соседей-скифов.
♦ Кстати, тогда же возникла и идея Параолимпийских игр с участием инвалидов. Тем более что к окончанию троянской кампании таких среди греческих воинов было большинство.
♦ Большой популярностью среди атлетов пользовалась спиртовая настойка «Троя», но время драконовских антидопинговых законов ещё не пришло. А вот смазывание скипидаром пяток бегунами перед стартом действительно считалось нарушением принципов фейр-плей и каралось принесением нарушителя в жертву богам-олимпийцам.
♦ Любопытно, что на роль судей в те суровые времена мало кто соглашался. Потому что недовольные судейством разгорячённые участники и болельщики не только кричали: «Судью без мыла!», но и тут же незамедлительно приводили угрозу в исполнение.
♦ По вкусу пришлись Игры и местным болельщикам-троянцам. Они с интересом наблюдали за соревнованиями с высоты крепостных стен, а подчас и вмешивались в ход турнира, то поливая участников кипящей смолой, то сбрасывая на них огромные булыжники.
♦ Букмекерские компании осаждённой Трои охотно принимали ставки на исход Игр. Правда, как только к делу подключилась небезызвестная Кассандра, своими точными прогнозами она всех их разорила. В отместку те обвинили её в пособничестве интервентам и выгнали прорицательницу из города.
♦ Традиция же олимпийского огня возникла не сразу, а лишь на последних Играх. Троя как раз была только что взята, и подожжённый со всех сторон город красиво догорал в течение целой недели, радуя сердца участников.
♦ Вот, собственно говоря, и всё. Скептики, правда, возразят, что у Гомера не так это изложено. Ну, так ведь Гомер слепым был. Многого и не видел.
Валерий АНТОНОВ,
ЧЕЛЯБИНСК