Летом прошлого года, выступая на молодёжном форуме, организованном движением «Наши», министр образования и науки Андрей Фурсенко посетовал на косность педагогов, пытающихся по-прежнему, по-советски, готовить человека-творца. При рыночной экономике, по его мнению, в первую очередь нужен потребитель.
Рассказав читателям об этом высказывании господина Фурсенко («Потребитель нынче в дефиците?», «ЛГ», № 32, 2007 г.), я закончила свою реплику фразой о том, что мне страшно за страну, в которой все будут лишь грамотно на кнопки нажимать да компьютерной мышкой водить. Конечно, высокопарно. И когда среди множества откликов получила за свою высокопарность один «отлуп», было, честно признаюсь, очень стыдно. Однако сегодня я под той фразой готова подписаться снова.
Министр, конечно же, имел в виду не покупателя товаров и услуг, а потребителя – как человека, способного воспользоваться преимуществами общества знания, воспринимать информацию и правильно использовать чужие достижения и технологии. Но его мысль, спускаясь «в народ», обрела совершенно банальные черты.
Читаю опубликованные в прессе тесты прошедшего ЕГЭ по русскому языку. Выпускнику нужно определить значение слова МАРКА (в контексте «торговая марка») и решить, надо ли ставить запятую в предложении: «В продовольственном магазине было всё что только можно пожелать даже самому искушённому гурману как ты например».
Когда-то на уроках и экзаменах мы вставляли запятые в тексты классиков. Да, отбор отрывков частенько был идеологизирован, но зато с какой(!) лексикой мы невольно знакомились! Какие мысли пробуждали цитаты из Толстого, Достоевского, Гоголя! А что породит в «искушённом гурмане» напоминание о продовольственном магазине и символе, идентифицирующем тот или иной товар? Раздумья о смысле бытия? Отнюдь. Только желание потреблять, потреблять и потреблять. И не абстрактные знания, а вполне конкретные бифштексы. На кого рассчитаны эти задания? На детей, нуждающихся в социальной реабилитации, чтобы они могли определить, какую колбасу покупать?
Литературу изгоняют отовсюду. Даже из русского литературного языка. А может быть, школа уже изучает не литературный, а бытовой? Тогда достаточно научить писать два слова – «клёво» в смысле «хорошо» и «жесть» в смысле «очень клёво» (или, наоборот, не клёво совсем).
Кто будет создавать инновационные технологии? Элита, взращённая не нашей массовой школой. Всем остальным установим огромные экраны с бегущими картинками. Ткнул в корову – тебе принесли говядину. Нажал на рюмку – гонец с поллитрой уже на пороге.
В общем, не жизнь, а жесть. В смысле полная туфта.