СЛЕДЫ НА ТЕЛЕ
Дневник-блог майской эфирной жары
Вместо телевидения мы получили «раскадрёж»
У Патриарха имя одно!
И всё-таки на телевидении нужно раздавать краткие специализированные словари русского языка. Не только современного, но и древнерусского, и даже церковнославянского. А что делать, если большинство «говорящих голов» называет Патриарха Русской православной церкви – Алексеем или Алексием, то есть не правильным именем, да ещё и с неправильным ударением! Алексей – разве так зовут нашего патриарха? Почему-то никак не склоняются или не искажаются имена раввинов и муфтиев, даже далай-ламе везёт, несмотря на то что звать его весьма непросто! Не позволяют себе ведущие менять имена президентов или государственных чиновников. Но почему это позволительно по отношению к патриарху? Не называли же покойного папу Иоанна Павла Иваном Павлом!
Всё это в полной мере повторилось в дни, когда мы наблюдали каноническое воссоединение двух ветвей русского православия. В дополнение выяснилось, что и церковные титулы (вместо диаконов в эфире частенько появляются «дьяки»), и умение правильно обратиться к церковнослужителям – до сих пор совершенно невыполнимое домашнее задание для телеведущих. Кто там «высокопреосвященство», а кто «преподобие» – работнику современного эфира абсолютно неведомо. Типичные ошибки ведущих новостных программ, например, таковы. Говорят – «молиться за кого-то», а надо – «о ком-то», или – «панихида о таком-то», надо – «по такому-то». Вроде бы зачем всё это знать, ежели, положим, работник телеканала – атеист. Но позвольте, работа тележурналиста – правильно освещать события, факты и имена, не говоря уже о правильности речи.
А потому со страниц «ЛГ» и специально для «профессионалов» ТВ просто ещё раз повторим единственно верное имя нашего патриарха (с правильным ударением на последнем слоге!): Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий (иногда можно добавить – Второй). И других «вариантов» – не существует!
Любовь не собака
На НТВ запустили программу «Сук@любовь», и в ожидании – когда же начнётся галдёж вокруг якобы «смелого проекта» (так на сайте телекомпании). Можно было бы и фигурально – плюнуть, но всё же пару слов сказать требуется. Да и как не заметить, если сексуальные меньшинства нынче завоёвывают всеми частями тела пространство эфира и умов. Разве нынче самая смешная шутка в эфире – не о Боре Моисееве и его ж...женственности? Или разве самая эмоциональная дискуссия – не об очередном гей-параде?
Наша «беспросветная и скучная» жизнь, по мнению энтэвэшных продюсеров, оказывается, может быть наполнена «радостным» извращённым сексом, неосуществлёнными однополыми влечениями и крадущимися по углам безжалостными, но привлекательными маньяками. Это поведала нам некая «штучка» Заза, приоткрывшая заодно ширину бёдер под короткой юбкой трансвестита в роли ведущего. Рекламка сего персонажа, одетого(ой) в национальное русское платье с кокошником и балалайкой в руках, уже намозолила глаза. И что мы видим? Претензию на «оригинальность» (включая @ – интернетную «собаку-букву»), давно протухшую, как и сама идея «проекта»! Но не меньше – абсолютную дешёвку, пошлятину и мерзость, выказывающую неспособность канала создавать адекватные реальности программы, столь нужные, как это ни банально, подрастающему поколению России.
«Программа рекомендуется к просмотру только для взрослых», – узнаём мы. Так и показывайте её на платных каналах – в ночное время! Мы же не хотим, чтобы наши дети видели очередное развитие «криминальной» темы (скрытой под извращённым пониманием «современного» термина «трэшный контент»), вокруг которой так и крутится весь эфир телеканала НТВ. Там, где тюрьма или проституция, там и грязненькие сексуальные истории, включая блатную терминологию, образец которой попал в название передачи, как в родное «дупло». Кто-то из руководства канала тренируется, предполагая собственное будущее? Или наоборот – никак не может забыть столь болезненное прошлое? Но зрители-то тут при чём?
Премьеру программы поставили в дни воссоединения Русской церкви, в празднование Вознесения. Второй выпуск вообще подвинул в эфире рейтинговый «Поединок» Владимира Соловьёва. Метко задумано, с ухмылочками и повизгиванием. «Голубая мафия» останкинских коридоров добилась своего: их манифест в эфир прошёл. Но не должно здесь промолчать наше уважаемое телесообщество. Иначе – где оно? И где те хартии с обещаниями держать уровень, в том числе и моральный, которые подписывались каналами коллективно чуть ли не в присутствии президента? А посему и призываю: антимаргиналы страны, против «ублатнения» НТВ – объединяйтесь!
Законы кадра
Прежние достижения ещё советского телевидения, где операторы и режиссёры тщательно отрабатывали «картинку» экрана, постепенно уходят в небытие. Бывало, мастера съёмки долго спорили о том, как создать глубину пространства в кадре или насколько можно дать «воздуха» над головой ведущего, чтобы удобные для глаз пропорции давали полноту телевизионного образа. Теперь не спорят. И не только потому, что в головах сплошной неосознанный или вдолблённый кем-то «постмодернистский синдром», и не по причине всеобщего оскудения знаний. Просто создателям шоу удобно теперь делать всё либо наоборот, либо не делать ничего всерьёз. Жизнь превращается в шутку, а телевизионный кадр – в её пародию.
Ползающая по полу в бальном платье «бескомплексная» Лолита Милявская – это есть нынче «поиск нового экранного образа», преодоление «устаревших» законов кадра. Для этого не нужно профессионального кадрирования, важно на ходу схватить момент, укрупнить выкатывающуюся из-за пазухи грудь, «накатить» на безвкусно раскрашенные, чмокающие объектив губы, да так, чтобы зрителю невольно захотелось стереть со щеки помаду. «Вот это – настоящая работа!» – говорят нам некоторые критики. Но почему от этой «работы» веет дешевизной давно забытых, раскрашенных от руки откровенных открыток? Кто-то пытается подсунуть нам отработанные ещё в нашем старом кино и на ТВ и хорошо забытые идеи за собственные находки? Похоже, что законы кадра вскоре вообще никого на экране волновать не будут. Вместо телевидения мы получим... «раскадрёж».
Константин КОВАЛЁВ