Совсем недавно отмечался юбилей – 85 лет со дня создания в нашей стране единого творческого объединения литераторов – Союза писателей СССР. После краха Советского Союза единая писательская организация распалась на ряд более мелких, но сохранив при этом своё основное ядро – Союз писателей России, который и стал его правопреемником. Однако последнее время зазвучали голоса, будто писательские союзы сегодня вообще не нужны, что будто они – некий атавизм советских времён. На эту тему рассуждает глава Санкт-Петербургского отделения СП России Борис Орлов.
– В наше время роль гражданского общества в стране неуклонно возрастает, неуклонно укрепляется понимание того, что для отстаивания профессиональных интересов людям, особенно представителям творческих профессий, необходимо иметь свои объединения, роль которых у литераторов и продолжают играть союзы. Когда меня спрашивают, а нужен ли сегодня Союз писателей, то я задаю встречный вопрос: «А нужны ли конструкторские бюро?» Ведь чтобы построить, например, космический корабль, необходимо иметь не только станки и машины, но и определённую среду единомышленников, которую и формируют эти бюро.
А в том, что касается литераторов, то союзы писателей именно и играют такую же роль.
Но самое главное, что писательский союз – это ещё и университет литературного мастерства. В нашем союзе на секциях его члены обсуждают свои новые книги, делятся опытом, высказывают критические замечания, спорят и т.п. Это и есть та питательная творческая среда, которая остро необходима для каждого литературного работника, без которой творческий процесс невозможен.
Когда-то такую роль играли частные литературные салоны – «Зелёная лампа» во времена Пушкина и другие. Объединялись писатели и вокруг знаменитых литературных журналов. А сегодня центром общения творческих людей стал Союз писателей. Нужен он ещё и для того, чтобы отстаивать интересы писательского сообщества.
В советские времена и Союз писателей, и литературные журналы финансировались государством, и это было, на мой взгляд, правильно. Ведь литературные журналы читали тогда миллионы. Их читал народ. Я сам родился в деревне, и в ней почти все жители выписывали газеты и журналы. Мои родители, например, выписывали для меня «Пионерскую правду», а потом, когда я стал интересоваться математикой, – журнал «Квант». До сих пор вспоминаю также журнал «Русская речь».
В нашей сельской школе были факультативы по иностранной литературе. Именно благодаря им я прочитал «Маленького принца», «Моби Дик», Артюра Рембо. Вот что тогда читали в моей деревне! Читали роман-газету, где печатались «Живые и мёртвые» Симонова, поэма Егора Исаева «Суд памяти» и многие другие замечательные произведения. Всё это способствовало формированию патриотического мировоззрения, воспитанию нравственности, особенно среди молодёжи.
Есть и ещё одна причина упадка нравственности и понижения уровня культуры. Почему сохранились социалистическая Куба, социалистический Китай, Вьетнам? Потому что в этих странах не преследовалась религия. Думаю, что если бы в СССР не было такого гонения на православие, на церковь, то тогда и государство бы сохранилось. Ведь недаром же Бжезинский сказал, что после краха коммунизма главным врагом США остаётся православие.
Конечно, у нас светское государство, но уважать традиции предков необходимо. Мы что, считаем себя умнее наших дедушек и бабушек? А ведь все они ходили в церковь.
Толстые литературные журналы нам тоже надо сохранять. Государство, на мой взгляд, должно их активно поддерживать, да, им что-то дают, но мало и далеко не всем. И вообще порядок субсидирования культуры вызывает сегодня много вопросов. Увы, огромные деньги дают не тем, кто «сеет доброе и вечное», а выделяются на, прямо скажем, сомнительные творческие эксперименты.
Самое время вспомнить об Указе президента о защите духовно-нравственных ценностей. И тут есть множество проблем. Россия занимает сейчас первое место в мире по числу самоубийств среди мужчин. Почему? В частности, потому, что у людей нет возможности самореализоваться, особенно это касается творческих людей. Государство должно вкладывать деньги в нравственность.
Много сегодня спорят, говоря о сталинизме. Но не будем забывать, что после революции и смерти Ленина в стране образовались два полюса – Сталин и Троцкий. Именно во времена нахождения у власти Троцкого звучали призывы сбросить Пушкина с корабля современности, в живописи шедевром объявили бессмысленный «Чёрный квадрат» Малевича. А вот при Сталине, наоборот, Пушкин был объявлен величайшим народным достоянием.
Не надо также забывать и о том, что Моральный кодекс строителя коммунизма – это фактически те же самые Двенадцать библейских заповедей. Если их отбросить, то что останется?
При социализме были созданы социальные лифты, когда любой деревенский мальчишка мог занять потом видное место в обществе, стать ректором вуза, директором завода, конструктором и т.п. Теперь же такое практически исключено. Особенно учитывая тот факт, что юноше или девушке из простой семьи сегодня в самые престижные вузы не попасть, к тому же повсеместно распространяется платное обучение, что под силу только состоятельным семьям.
В этих условиях именно творческие союзы призваны играть важную роль не только в распространении культуры, но и в воспитании молодёжи и защите нравственности и традиционных ценностей России. К сожалению, государство такую их роль в этом важнейшем деле недооценивает.
Надо, конечно, при этом признать, что в Петербурге, например, городские власти для писателей делают многое. Особенно хотелось бы отметить тот вклад, который внесла в дело содействия писателям Валентина Ивановна Матвиенко в те годы, когда она работала на посту губернатора Петербурга. Именно при ней писательским союзам был передан удобный и хорошо оборудованный Дом писателя. Добилась она и того, чтобы не была утрачена для писательского сообщества историческая Книжная лавка писателей на Невском проспекте, которую прежние её арендаторы из Москвы пытались использовать совсем для других целей. Писатели Петербурга ежегодно получают от Комитета по печати и взаимодействию со СМИ значительные субсидии для издания своих книг, в городе ежегодно проводится традиционный Международный книжный салон, к которому недавно добавилось ещё и его новогоднее «издание». Летом в центре города работают Книжные аллеи, которые привлекают тысячи читателей.
Но тем не менее надо прямо сказать, что по сравнению с временами СССР писатели сегодня находятся в куда более сложном положении. Государство, как уже говорилось, гораздо большие средства расходует на поддержку театров и служителей других муз, а вот писателям, нашим творческим союзам достаются крохи. Хотя именно писатели являются сегодня в нашей стране самыми активными пропагандистами культуры, борцами за укрепление нравственности, много работают с молодёжью. Члены нашего союза постоянно выступают в школах, библиотеках, вузах, причём делают это на добровольных началах, бесплатно. Хотелось бы, чтобы эта созидательная просветительская работа наших писательских союзов получала от государства более существенную поддержку. Это нужно стране, нужно народу.