Как рассказывает нам автор канала "О Москве нескучно", в тридцатых годах улицы Москвы были заполнены трамваями, а по дорогам ездило совсем немного машин. А 15 мая 1935 года в столице открывается метро.
Ранним утром, еще до начала движения, у вестибюлей собрались толпы людей. Точное время, когда открылись двери для пассажиров, немного разнится в отчетах. Одни газеты писали, что это случилось ровно в семь утра, другие – что на четверть часа раньше.
Проезд в этом чуде техники был недешевым. Билеты были цветными: желтый позволял проехать в сторону «Сокольников», а фиолетовый – до «Парка культуры» или «Смоленской». Интересно, что купленный билет нужно было использовать в течение получаса – видимо, давая людям время рассмотреть и восхититься станцией перед поездкой.
Несмотря на высокую цену, желающих прокатиться оказалось очень много. Уже к полудню продали почти сто тысяч билетов, а к трем часам дня эта цифра перевалила за 167 тысяч. Сначала пассажирами были в основном те, кто ехал на работу или учебу, но после десяти часов присоединились и остальные горожане, желавшие просто посмотреть на диковинку. Поезда в тот первый день ходили с интервалом в пять минут. Всего же за день метро опробовало более 285 тысяч человек.
Безопасность в подземке обеспечивали самым тщательным образом. Милиционеры не только следили за порядком, но и регулировали движение пассажиров, как автомобильное на улицах. Серьезных происшествий удалось избежать, хотя без курьезов не обошлось. Однажды в метро спустилась большая группа детей из детского дома. Пока воспитательница предъявляла все билеты, дети самостоятельно уехали на эскалаторах и разбрелись по разным поездам. Их пришлось разыскивать по всему метро с помощью милиции и диспетчерской связи, но, к счастью, всех собрали и вернули.
Люди спускались в метро даже тогда, когда им было не по пути. Они специально меняли свой маршрут, чтобы увидеть подземные дворцы. В газетах писали о женщине, которая ехала на работу в противоположную сторону города, но специально заехала на метро до «Смоленской», а оттуда уже поехала на такси, лишь бы посмотреть на новинку.
Особенный восторг у москвичей, особенно у школьников, вызывали эскалаторы. После окончания учебных занятий станции с движущимися лестницами заполнялись детворой. Желающих прокатиться и рассмотреть их было так много, что взрослые пассажиры старались в это время обходить такие станции стороной. Еще одним магнитом стали торговые автоматы, установленные на некоторых станциях. В них можно было купить конфеты, шоколад, папиросы и газеты.
На следующий день после открытия метро продолжило бить рекорды – им воспользовались уже 329 тысяч человек. Ажиотаж не спадал и на третий день. В преддверии выходных, ожидая наплыва дачников и гуляющих, метрополитен выпустил на линию больше поездов, сократив интервал движения до трех-четырех минут.
Однако этот транспортный бум длился недолго. Через пару недель страсти поутихли. Стало понятно, что тринадцати станций для огромного города недостаточно, и с чисто транспортной точки зрения метро в то время подходило не многим. Эйфория от новизны сменилась пониманием, что сеть нужно активно расширять. Уже через два года открылась новая станция, а в 1938 году заработали первые участки еще двух линий, положив начало развитию той мощной системы метро, которую мы знаем сегодня.
А еще мы рассказали о том, что на самом деле работает на стекле и стоит копейки.
Фото: Freepik