Литературная Газета
  • Главная
  • О газете
    • История
    • Редакция
      • Главный редактор
      • Редакционный коллектив
    • Рекламодателям
    • Свежий номер
    • Архив
      • 2025 год
      • 2024 год
      • 2023 год
      • 2022 год
      • 2021 год
      • 2020 год
      • 2019 год
      • 2018 год
      • 2017 год
      • 2016 год
      • 2015 год
      • Старая версия сайта
    • Авторы
    • Контакты
    • Партнеры
  • Темы
    • Литература
      • Интервью
      • Информ. материалы
      • Премии
      • Юбилеи
      • Авторские рубрики
    • Политика
      • Актуально
      • Экспертиза
      • Мир и мы
      • Позиция
      • СВО
    • Общество
      • История
      • Дискуссия
      • Образование
      • Право
      • Гуманитарий
      • Импортозамещение
      • Человек
      • Здоровье
    • Культура
    • Кино и ТВ
      • Премьеры
      • Телеведение
      • Сериалы
      • Pro & Contra
      • Радио
    • Клуб 12 стульев
      • Фельетоны
      • Афоризмы
      • Анекдоты
      • Сатира
    • Фотоглас
    • Мнение
      • Колумнисты
      • Точка зрения
    • Интересное
  • Спецпроекты
    • Библиосфера
      • Рецензии
      • Репортажи
      • Обзоры
    • Многоязыкая лира России
    • Литературный резерв
    • ГИПЕРТЕКСТ
    • Невский проспект
    • Белорусский дневник
    • Станционный смотритель
    • Настоящее Прошлое
    • Уникальные особняки
  • Портфель ЛГ
    • Стихи
    • Проза
    • Проба пера
  • Конкурсы
    • Золотое звено
    • Гипертекст
    • Литературные конкурсы
    • Литературный марафон
  • Подписка
    • Электронная подписка
    • Подписка почта России
    • Управление подпиской
  1. Главная
  2. Статьи
  3. 01 октября 2025 г.
Интересное

Не аттракцион, а транспорт: Правда о первом дне Московского метро

285 тысяч человек, потерявшиеся дети и цветные билеты: как на самом деле прошло 15 мая 1935 года и почему ажиотаж быстро угас

01 октября 2025

Как рассказывает нам автор канала "О Москве нескучно", в тридцатых годах улицы Москвы были заполнены трамваями, а по дорогам ездило совсем немного машин. А 15 мая 1935 года в столице открывается метро.

Ранним утром, еще до начала движения, у вестибюлей собрались толпы людей. Точное время, когда открылись двери для пассажиров, немного разнится в отчетах. Одни газеты писали, что это случилось ровно в семь утра, другие – что на четверть часа раньше.

Проезд в этом чуде техники был недешевым. Билеты были цветными: желтый позволял проехать в сторону «Сокольников», а фиолетовый – до «Парка культуры» или «Смоленской». Интересно, что купленный билет нужно было использовать в течение получаса – видимо, давая людям время рассмотреть и восхититься станцией перед поездкой.

Несмотря на высокую цену, желающих прокатиться оказалось очень много. Уже к полудню продали почти сто тысяч билетов, а к трем часам дня эта цифра перевалила за 167 тысяч. Сначала пассажирами были в основном те, кто ехал на работу или учебу, но после десяти часов присоединились и остальные горожане, желавшие просто посмотреть на диковинку. Поезда в тот первый день ходили с интервалом в пять минут. Всего же за день метро опробовало более 285 тысяч человек.

Безопасность в подземке обеспечивали самым тщательным образом. Милиционеры не только следили за порядком, но и регулировали движение пассажиров, как автомобильное на улицах. Серьезных происшествий удалось избежать, хотя без курьезов не обошлось. Однажды в метро спустилась большая группа детей из детского дома. Пока воспитательница предъявляла все билеты, дети самостоятельно уехали на эскалаторах и разбрелись по разным поездам. Их пришлось разыскивать по всему метро с помощью милиции и диспетчерской связи, но, к счастью, всех собрали и вернули.

Люди спускались в метро даже тогда, когда им было не по пути. Они специально меняли свой маршрут, чтобы увидеть подземные дворцы. В газетах писали о женщине, которая ехала на работу в противоположную сторону города, но специально заехала на метро до «Смоленской», а оттуда уже поехала на такси, лишь бы посмотреть на новинку.

Особенный восторг у москвичей, особенно у школьников, вызывали эскалаторы. После окончания учебных занятий станции с движущимися лестницами заполнялись детворой. Желающих прокатиться и рассмотреть их было так много, что взрослые пассажиры старались в это время обходить такие станции стороной. Еще одним магнитом стали торговые автоматы, установленные на некоторых станциях. В них можно было купить конфеты, шоколад, папиросы и газеты.

На следующий день после открытия метро продолжило бить рекорды – им воспользовались уже 329 тысяч человек. Ажиотаж не спадал и на третий день. В преддверии выходных, ожидая наплыва дачников и гуляющих, метрополитен выпустил на линию больше поездов, сократив интервал движения до трех-четырех минут.

Однако этот транспортный бум длился недолго. Через пару недель страсти поутихли. Стало понятно, что тринадцати станций для огромного города недостаточно, и с чисто транспортной точки зрения метро в то время подходило не многим. Эйфория от новизны сменилась пониманием, что сеть нужно активно расширять. Уже через два года открылась новая станция, а в 1938 году заработали первые участки еще двух линий, положив начало развитию той мощной системы метро, которую мы знаем сегодня.

А еще мы рассказали о том, что на самом деле работает на стекле и стоит копейки.

Фото: Freepik


Обсудить в группе Telegram

Артем Черничкин

Подробнее об авторе

Быть в курсе

Подпишитесь на обновления материалов сайта lgz.ru на ваш электронный ящик.

  • Сила, которую боятся: 4 знака зодиака с самой суровой энергией

    01.10.2025
  • Не навреди: Самый бережный суп для здоровья вашей поджелудочной железы

    01.10.2025
  • Забудьте о прополке: 2 рабочих способа удалить траву между плиткой без химии

    01.10.2025
  • Не стирайте эту ржавчину: неожиданный признак качественных тормозов

    01.10.2025
  • Компост из осенних листьев к маю: простой способ превратить листву в ценное удобрение

    01.10.2025
  • Капля натурального средства чудо - смеси и ваша кухня будет сиять

  • Как снизить холестерин просто - питание с умом

  • Эффект “Тяжелого взгляда” - простые способы борьбы с нависшим веком

  • Одна спичка стоит неправильно! У Вас 20 секунд на решение!

  • Как восстановить работающим пенсионерам индексацию своей пенсии с 2016 года в 2025 году

Литературная Газета
«Литературная газета» – старейшее периодическое издание России. В январе 2020 года мы отметили 190-летний юбилей газеты. Сегодня трудно себе представить историю русской литературы и журналистики без этого издания. Начиная со времен Пушкина и до наших дней «ЛГ» публикует лучших отечественных и зарубежных писателей и публицистов, поднимает самые острые вопросы, касающиеся искусства и жизни в целом.

# ТЕНДЕНЦИИ

Книги Фестиваль Премьера Дата Книга Интервью Событие Утрата Новости Театральная площадь Писатель Век ЛГ рейтинг Поэзия Калмыкии Классики
© «Литературная газета», 2007–2025
Создание и поддержка сайта - PWEB.ru
  • О газете
  • Рекламодателям
  • Подписка
  • Контакты
  • Пользовательское соглашение
  • Обработка персональных данных
ВКонтакте Telegram YouTube RSS